Примерное время чтения: 6 минут
207

Рекламная ловушка. Как бизнесмены Коми стали жертвой рекламного агентства

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ-Коми 23/03/2022
О существовании долга многие узнают уже постфактум и в тот момент, когда приставы списывают со счетов последние деньги.
О существовании долга многие узнают уже постфактум и в тот момент, когда приставы списывают со счетов последние деньги. / Анастасия Поздеева / АиФ

Любопытная практика складывается в Арбитражном суде Коми: в числе ответчиков – представители малого и среднего бизнеса со всей республики, а истец один и тот же – собственник рекламного агентства.

 Примечательно, что из раза в раз суд становится на сторону заявителя, а предпринимателей обязывает оплатить нешуточные суммы.

Уже больше пяти лет Ольга Сёмина (имя изменено) занимается изготовлением мебели. Её цех работает в Сыктывкаре. В 2018 г. компания «Русский Север – Коми» (далее РСК) предложило бизнесвумен разместить рекламу в справочнике «Регион-11», а также на интернет-портале. Девушка согласилась и, подписывая договор, заплатила 20 тыс. руб.

Прошло больше года. В январе 2020 г. это же агентство направило Ольге акт выполненных работах за 2019 г.

Хотя женщина сообщила, что давно не сотрудничает с компанией, рекламщики всё же подали в суд на владелицу мебельного цеха. Фото: pixabay.com

«Подписывать бумагу я не стала, так как в 2019 г. ни один рекламный макет со мной не согласовали, и добро на публикацию рекламы я не давала», – говорит женщина.

Несмотря на это, в марте 2021 г. она получила письмо-претензию. В нём рекламное агентство грозило судом «недобросовестной клиентке», а также требовало оплатить рекламу за 2019 и 2020 гг. И хотя женщина сообщила, что давно не сотрудничает с компанией, рекламщики всё же подали в суд на владелицу мебельного цеха. Кстати, о заседаниях её никто не уведомил. А в феврале 2022 г. с расчётного счёта предпринимателя приставы списали 26 тыс. руб.

Сотрудники компании назойливо присылали предпринимателю рекламные макеты, ни один из которых он не согласовал. Фото: АиФ/ Олег Белов

В похожей ситуации оказался Дмитрий Лебедев (имя изменено). Он сдаёт спецтехнику в аренду.

«В 2019 г. я заключил с владельцем компании РСК Владимиром Лихошерстовым договор на размещение рекламы на сайте его компании, а также на выпуск рекламных брошюр и календарей. Затем два года подряд ко мне приходили менеджеры компании, уговаривали продолжить сотрудничество, но я не захотел», – вспоминает предприниматель.

Сотрудники компании назойливо присылали предпринимателю рекламные макеты, ни один из которых он не согласовал. Однако в январе 2022 г. Дмитрий получил претензионное письмо за подписью Лихошерстова. Директор РСК грозился бизнесмену судом в случае, если тот не оплатит рекламные услуги на сумму 96 тыс. руб.!

Разобраться в юридических хитростях помог бы юрист, но, как правило, в маленьких компаниях его нет. Фото: pixabay.com/ Jazzzzabel

Хитрый алгоритм

Как оказалось, с юридической точки зрения к договору РСК не придраться. В документе указано, что если одна из сторон не разрывает договор, то он автоматически продлевается. И так из года в год. Разобраться в юридических хитростях помог бы юрист, но, как правило, в маленьких компаниях его нет.

Без ответа остался ещё вопрос: для чего собственник рекламного агентства выжидал несколько лет, прежде чем подать на недобросовестных заказчиков в суд? В случае Ольги и Дмитрия исковые документы представители рекламного агентства подавали разом за несколько лет, аккурат к концу третьего года действия договора. По словам юриста Наталии Максимовой, подобный алгоритм выставления претензий позволяет заявителю, с одной стороны, соблюсти описанный в законе досудебный порядок, с другой – подать в суд максимально близко к сроку исковой давности (он составляет три года). Этой схемой активно пользуются, например, коллекторы. Если до конца третьего года действия договора ответчик не расторг его, а судебное решение уже вынесено, то оспорить его ответчик не сможет. Стало быть, заявленная в иске сумма будет взыскана.

Выход есть?

На популярном сайте, который размещает информацию о контрагентах, опубликована справка о компании «Русский Север – Коми». Так, в 2020 г. компания – участник судебных споров, общая сумма по которым около 600 тыс. руб., в 2021 г. – 1 млн 696 337 руб., за первые три месяца 2022 г. – уже 938 636 руб.

Если заглянуть на сайт Арбитражного суда Коми, то можно обнаружить, что в 90 % случаев тяжб РСК выступает истцом. В 2020 и 2021 гг. суд рассмотрел более полусотни таких дел в отношении небольших ИП и ООО. Кстати, большая часть удовлетворена в пользу заявителя.

Чтобы прекратить взаимоотношения с рекламным агентством, предпринимателям следует расторгнуть заключенный ранее договор на оказание услуг. Фото: pixabay.com

Однако Наталия Максимова считает, что выход есть.

«Чтобы прекратить взаимоотношения с рекламным агентством, предпринимателям следует расторгнуть заключенный ранее договор на оказание услуг. Закон позволяет это сделать в одностороннем порядке. Для этого нужно направить рекламоиздателю уведомление о расторжении договора. Сделать это лучше ценным письмом по почте».

Если даже суд уже состоялся и есть решение о взыскании денег за услуги, договор по-прежнему продолжает действовать. Чтобы избежать повторных тяжб и взысканий, всё-таки нужно уведомить рекламное агентство о расторжении с ним договора. Если дело по взысканию задолженности сейчас находится в Арбитражном суде, то не стоит устраняться от участия в процессе. Следует обосновать свою позицию и постараться отстоять собственные интересы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах