В Удорском районе жители собрали подписи под несколькими обращениями в правительство республики и в местную администрацию с требованием прекратить незаконное строительство трассы в заказнике «Пучкомском», который имеет статус особо охраняемой природной территории.
Заказали на 49 лет
Земельные участки у заказника арендовал целлюлозно-бумажный комбинат «Монди СЛПК» ещё два года назад. Договор аренды заключен на 49 лет. Прежде чем приступить к лесозаготовке на новых территориях, комбинату понадобилась дорога к участкам. И другого пути, как через заказник, они не нашли. Проезд и стоянка транспорта, а также строительство дорог на территории заказника запрещены. Несмотря на это, предприятию всё же удалось решить вопрос о строительстве не только лесовозной трассы, но и мостового перехода через реку в заказнике.
Вопрос строительства дороги согласовали в формате видеоконференцсвязи. При этом решение принимало Министерство природных ресурсов Коми. Об этом рассказал начальник отдела по охране окружающей среды Удорского района Николай Кривушев. Данное решение он прокомментировал кратко: «Всё законно». В отличие от чиновников жители Удорского района засомневались в законности этого проекта, ведь в заказнике запрещены любые виды хозяйственной деятельности. За 20 с лишним лет здесь удалось сохранить не только ценные породы деревьев, но и места обитания, нерестелища сёмги.
В мае жители сёл Большая Пучкома, Важгорт, Выльгорт, Кривое, Чупрово, Муфтюга, Коптюга подготовили открытое письмо главе районной администрации, компании «Монди СЛПК» и региональному Министерству природных ресурсов с требованием не допустить строительства дороги.
«Мы, жители вашкинских сёл, категорически против такого вмешательства в наш заказник. Нас – коренных жителей – никто не спрашивал и не уведомлял о сдаче наших земель и лесов в аренду на 49 лет. Никто нас не ознакомил с условиями договора. Напрашиваются вопросы, которые нас очень интересуют и тревожат. Что станет с нашими лесами и что от них останется после почти 50-летней вырубки? Что мы оставим в наследство своим детям, внукам, правнукам? И почему на протяжении десятилетий вопрос о строительстве моста через р. Пучкому для нужд населения никак не решался и не решается? Почему пассажирский мост через данную речку строить было нельзя, а автомобильный для тяжеленных лесовозов можно? Почему так расставлены приоритеты?» – недоумевают они.
Лес рубят – щепки летят
На днях жители опубликовали фотографии с места строительства трассы. На кадрах видно, что пиловочник укладывают штабелями, а остальные деревья бросают под тракторы.
«Вот так комбинат прорубил трассу в заказнике. Пиловочник собрали в штабель, а остальное под гусеницы тракторов кинули. На встрече с населением в с. Большая Пучкома 3 марта 2022 г. директор по лесообеспечению «Монди СЛПК» Аксель Бендер уверял, что работы на этом участке будут проводить через два года», – рассказали жители.
В Министерстве природных ресурсов Республики Коми ситуацию с этим заказником оперативно не прокомментировали и попросили направить официальный запрос.
Кстати, ранее комбинат уже строил дороги в заказниках. Так, в 2014 г. предприятие осваивало земельные участки в Усть-Куломском районе, где находится ихтиологический заказник «Пожегский». Вырубленная лесная дорога пересекала р. Сед-Ель в заказнике и водоохранную зону по 200 м на каждом берегу. Тогда жители сообщали о том, что в результате строительства дороги русло реки просто завалили отходами: древесиной, сучьями, ветками.
В ситуацию вмешалась Сыктывкарская природоохранная межрайонная прокуратура. Надзорное ведомство после проверки выяснило, что «Монди СЛПК» проводил работы без положительного заключения экологической экспертизы. Возведение мостового перехода через Сед-Ель вели без согласования с органами рыболовства. А при составлении проекта освоения лесов не учитывали ограничения, предусмотренные Положением об ихтиологическом заказнике республиканского значения «Пожегский».