«Я на работу, ребятки, ходила как на праздник. Бывало, муж говорил, если вдруг у меня плохое настроение или голова болит: „Иди в школу, ты там сразу поправишься!“ И правда — все хвори как рукой снимало». Эти слова 86-летней Фриды Линдт из Помоздино Республики Коми — не бравада. За ними — 60 лет в профессии, из которых 35 — на посту директора. И сложнейшая человеческая судьба.
В школу как на праздник
В её кабинете всегда было людно. К Фриде Эмануиловне (паспортистка написала с одной «м», так в документах и осталось) шли за советом, поддержкой, простым человеческим словом.

Её педагогическое кредо было простым и мудрым: «Ребёнка нужно уважать. Как личность. Всегда. При любых обстоятельствах. Даже когда есть за что ругать».
Она никогда не скрывала своего прошлого, но и не делала из него трагедии. Её жизнь — готовый урок истории для тех, кто считает, что современные проблемы самые сложные.
Судьба её родителей сложилась драматично. Оба — поволжские немцы (Автономная Социалистическая Советская Республика Немцев Поволжья существовала в составе РСФСР с 19 декабря 1923 г. до 28 августа 1941 г. Это нынешняя территория Саратовской и Волгоградской областей. — Ред.), но из разных мест. Отец, Эммануил Фридрихович, уроженец поселения немецких колонистов Обердорф Саратовской губернии. Мать, Юлия Богдановна, с берегов Волги, из-под Царицына (Сталинград/Волгоград). Семьи обоих были раскулачены и высланы в коми тайгу. В ссылке их жизни пересеклись. К тому времени каждый уже прошёл через личное горе: первая жена отца Фриды погибла на лесозаготовках, а мать потеряла сына от первого брака во время этапа — ребёнка похоронили на берегу Вычегды. И вскоре — мужа.

Эммануил и Юлия создали новую семью в 1935 г.
«Мужчины сначала построили землянки, потом бараки, в которые перевезли семьи. Так появился спецпосёлок Вежаю (в пер. с коми „Чистая вода“), где я родилась в 1939 г.,» — рассказывает Фрида Эмануиловна.
Отец стал председателем колхоза. Под его руководством спецпоселенцы наладили в Вежаю быт: занимались животноводством, полеводством, работали на лесоповале, построили начальную школу, медпункт и магазин. Однако в 1941 г. Эммануила Фридриховича арестовали по обвинению в антисоветской агитации, а в 1942 г. расстреляли. Где его могила (если она есть) — неизвестно до сих пор.

Мать осталась одна с семью детьми: четверо — от первого брака мужа, трое — общих. Фрида была самой младшей. Когда в 1944 г. колхоз в Вежаю распался (посёлок вскоре закрыли), Юлия с детьми переехала в Тимшер, где устроилась сучкорубом в местном лесопункте.
«Мы, немцы, натерпелись тогда. Всякое бывало. И фашистами называли, и дразнили. Один из братьев родился в 1936 г., ему дали обычное для немцев имя Адольф. Иначе как гитлером местные ребята его и не называли. Но мы выдержали. А что тут поделаешь? Жизнь такая».

Голод, клеймо «чужих», ежемесячная отметка у местных властей (нельзя было выезжать) — всё это могло ожесточить. Но не ожесточило.
Дома говорили только по-немецки. Коми язык Фрида выучила, наблюдая, как мама ходила по деревням менять на еду вещи, привезённые ещё из Поволжья.
«Мама сначала выучила коми язык, а уже потом русский, — вспоминает Фрида Эмануиловна. — Хотя по-русски она всегда говорила с трудом».

Немецкий для Фриды — родной, думает она по-русски, а общается чаще всего на коми.
Возможно, этот ранний опыт погружения в разные языковые миры и подарил ей уникальное чувство слова.
Недаром своим ученикам она всегда говорила: «Чем больше языков вы знаете, тем грамотнее становитесь и тем богаче ваш внутренний мир».
В школу Фрида пошла только в девять лет — раньше просто не в чем было ходить. Семья после Тимшера стала жить в посёлке Смолянка. Мать устроилась там уборщицей и подрабатывала модисткой — шила одежду на заказ.

Позже, когда мать переехала сначала к родным в Казахстан, а затем в Германию, они с дочерью общались в основном на родном немецком языке, когда она приезжала в гости.
Возможно, именно детство, полное лишений и борьбы за выживание, научило Фриду ценить и создавать в жизни островки света. Таким спасительным островком стала для неё школа — место, куда, по её словам, нужно идти как на праздник, оставляя всё плохое за порогом.
Учитель должен быть счастливым
После школы Фрида мечтала стать врачом (как-то в детстве сильно обожглась, пытаясь растопить русскую печку), хотела научиться лечить людей. Однако судьба распорядилась иначе. Бойкую комсомолку направили на курсы пионервожатых. А вскоре на районной комсомольской конференции она встретила будущего мужа Алексея Игнатова. Это был 1958 г.

«Он был секретарём райкома комсомола. И сделал мне предложение на следующий день после знакомства. У меня тогда коса длинная была, шикарная. Может, в ней дело? — смеётся Фрида Эмануиловна. — Я весёлая, задорная была, очень активная».
Их брак стал настоящим союзом двух сильных людей.
Со школой у Фриды поначалу не сложилось — 1f40 вакансий не было. Пришлось пойти продавцом в местный магазин. Работала в раймаге, потом в декрет ушла. Мама к тому времени перебралась в Казахстан, и Фрида рожать переехала к ней. Там и родилась её дочка. Алексей приехал следом: перевёлся из Перми, где он учился, в алма-атинский мединститут, позже нашёл работу. А она наконец получила свой первый школьный класс.
Но Коми Республика не отпускала. Когда мать Фриды уехала в Германию, супруги вернулись в Помоздино, на родину Алексея. Это было в 1967 г.
Алексей — местный, коми. Он тоже из семьи раскулаченных. Его мама одна вырастила четверых детей (один из сыновей стал кинорежиссёром, второй — геологом, Алексей — заслуженным врачом, дочь — библиотекарем). И тогда ей самой нужна была поддержка.
«О переезде в Германию не могло быть даже речи. Муж не хотел ехать, позже дети тоже были против», — рассказывает Фрида Эмануиловна.

Вместе они построили крепкую семью, стали опорой для всего села: Алексей возглавил районную больницу, а Фрида навсегда нашла своё место в школе — обучала детей немецкому, русскому (окончила факультет иностранных языков и филологический).
Фрида и Алексей прожили душа в душу до самого его ухода 18 лет назад. Воспитали сына и дочь (оба выбрали педагогическую деятельность). Большая любовь и поддержка мужа, возможно, и стали тем источником силы, который позволял ей говорить: «Учитель должен быть счастливым».
Школе она отдала 60 лет жизни, 50 из них — Помоздинской. Директорство начиналось как временное, а растянулось на 35 лет.

Под её руководством школа стала настоящим культурным центром села. Учителя ставили спектакли, работал фотокружок, после уроков дети не спешили домой.
«Сейчас со звонком — ура. И бегут. А раньше в библиотеке громкие читки устраивали, в кружках занимались — дети в школе жили!» — вспоминает она.
Её главный принцип в работе с коллегами был неизменен: «Когда жалуются на детей, я на стороне ребёнка. В школе и хулиганы есть, и неслухи: но все вырастут и станут людьми. Потерпите. Их надо уважать — я всегда говорила это учителям».
У самой Фриды четверо правнуков.
«Иногда ученики спрашивали меня: „А вы и родителей наших знаете?“ Я им: „Я и бабушек с дедушками знаю. Я их тоже учила“», — улыбается Фрида Эмануиловна. Она ушла из школы в 80 лет.
Главный урок
Сегодня Фрида Эмануиловна с грустью наблюдает, как меняется профессия:
«Раньше в школу шли по призванию. А сейчас? Окончат педвуз — и в пиццерию. Зарплата больше, ответственности меньше. Обидно».
Она не идеализирует советское время, но считает, что раньше к учителям относились с большим уважением.
«А сейчас статус учителя упал. Родители знают всё о своих правах, но забыли об обязанностях, — говорит она. — И общество изменилось. Идёт подмена понятий — свободу путают со вседозволенностью».
Школа уже не может предложить молодым учителям того, что им нужно.
< 7f7 ;p>«Молодые специалисты хотят квартиры с удобствами. А мы не можем им такое предоставить. Вот и остаёмся без кадров», — заключает она.
Главная награда Фриды Линдт — в учениках. В Помоздино выросли поколения, для которых слова «справедливость», «достоинство» и «человечность» — не пустой звук.
«Я живу счастливую жизнь», — говорит она сегодня без тени пафоса.
Возможно, в этом и есть главная миссия учителя — не сломаться самому и помочь не сломаться другим. Даже когда тебя пригнали в тайгу, когда отца расстреляли как «врага народа», когда кажется, что профессия обесценивается.
Её жизнь доказывает: можно пройти через всё и сохранить в себе способность ходить на работу как на праздник. Это и есть та высшая педагогика, которой часто не учат в институтах.
«Суровый взгляд, доброе сердце». Как коми-ижемцы хранят свои традиции
В Усинске завершили ремонт на территории храма
Больше, чем слова. Как языковые курсы помогают понять душу народа
Речь предков. Гольдштейна попросили усилить поддержку коми языка
Зеркало души народа. Как театр сохраняет язык и ищет новые формы