На сайтах объявлений то и дело продают дачи, квартиры, машины... Но чтобы судостроительный завод, да ещё и в Коми – такое объявление встретишь нечасто.
Кто и почему решил избавиться от главного символа города Печоры, разбиралась наша редакция.
Кто слово не сдержал?
АО «Печорский судостроительный завод» создали в апреле 2015 г. по решению единственного учредителя – ОАО «Судоходная компания Печорское речное пароходство». Новое предприятие появилось на базе обанкротившегося. Руководство завода заявило о себе на региональном уровне и объявило о готовности построить наплавной мост через реку Ижму. И даже может вложиться в строительство наплавного моста через реку Печору! Но, как выяснилось позже, у чиновников были другие планы.
Летом 2016 г. в рамках предвыборного тура в Печору приезжал и.о. главы Коми Сергей Гапликов. Он прогулялся и по территории завода. Главный инженер Сергей Лосевский заверил, что завод готов строить не только дноуглубительную технику, но даже паромы и понтонные переправы. (Десятки деревень и сёл в Коми нуждаются в таковых, но заказы на изготовление паромов традиционно получают заводы из других регионов. – Ред.) Гапликов взял вопрос на карандаш, но дальше дело не пошло.Через год, в мае 2017 г., на завод вновь приезжал человек из республиканского правительства. Первый замминистра промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Коми Алексей Просужих осмотрел верфи и вновь посулил поддержку.
«Предприятию нужно участвовать в получении федерального финансирования на модернизацию производства. Это позволит при необходимости вести строительство наплавных мостов для нужд республики», – сказал Просужих.
И вновь обещания чиновника остались лишь словами. Так, заказ на строительство моста через Ижму получило предприятие из соседней Архангельской области. А денег на строительство моста через Печору по сей день не нашли.
Почему арестовали баржи?
Видимо, отсутствие крупных заказов (сейчас завод занимается только ремонтами) сказалось на экономическом состоянии предприятия, и у него стали копиться долги по налогам, сборам. К весне 2019 г. задолженность выросла до 12 млн руб., и на завод пришли судебные приставы. Они арестовали всё имущество предприятия.
Продавец обещает окупить инвестиции за 18 месяцев. «Предприятие действующее, имеет регулярный объём заказов. Завод располагает собственным земельным участком, инженерным сооружением – слипом, собственной акваторией в долгосрочной аренде (низкая арендная ставка), четырьмя крупнотоннажными портальными кранами, всем необходимым производственным оборудованием. Есть также 14 объектов недвижимости, собственный флот из 21 плавсредства», – указано в объявлении.
«Заказы набраны, идут ремонты – у нас сейчас горячая пора, – рассказала генеральный директор Печорского судостроительного завода Марина Кафаджи. – О закрытии или банкротстве завода речи не идёт. Он продолжит работу. А то, что собственник (владелец проживает в Москве. – Ред.) выставил предприятие на продажу, – это обычное дело».
Увы, но в конце прошлого года прекратило своё существование ОАО СК «Печорское речное пароходство». Соответствующая запись внесена в Единый госреестр юридических лиц 27 декабря 2019 г. на основании определения Арбитражного суда Коми о завершении конкурсного производства. Хотя в своё время пароходство являлось одним из градообразующих предприятий Печоры.
Судоходная компания была правопреемником знаменитого на весь СССР Печорского речного пароходства МРФ РСФСР. В советские годы оно перевозило столько же грузов, сколько сейчас перевозят по Волго-Донскому пути – более 13 млн т в год.
Вопросы сохранения водного транспорта на Севере и в нашей республике не раз поднимали в правительстве России. Но сегодняшний объём грузов по рекам Печорского бассейна неукоснительно идёт на спад. А потому будущее самого крупного флота в нашем регионе остаётся очень туманным.