Бензовоз на дороге – объект повышенной опасности. Недавняя авария на Украине, унесшая 27 жизней, убедительно доказала: ошибок трасса не прощает. Однако многие перевозчики и водители пренебрегают мерами безопасности.
Водители гоняют так, будто на трассе кроме них никого нет, а перевозчики никак не контролируют режим труда и отдыха дальнобойщиков. Подробно о причинах аварий с бензовозами и путях повышения безопасности говорили на совещании в Госсовете Коми.
Страшные цифры
25 января в Сосногорске бензовоз протаранил автомобиль Toyota Camry. 39-летний водитель Mercedes-Benz с полуприцепом-цистерной «ГРАЗ» не справился с управлением и выехал на встречку, по которой ехала легковушка. В результате – два человека пострадали. От смерти их спасло только то, что они были пристёгнуты ремнями безопасности.
19 марта в Печорском районе, около железнодорожной станции Кожва, вспыхнула автоцистерна. Один человек умер, другой получил серьёзные ожоги. Сотрудники Трудинспекции республики выяснили, что причиной происшествия стали нарушения правил хранения и транспортировки нефтепродуктов. Для работников не проводили нужный инструктаж, не организовывали обучение и не проверяли знания по охране труда.
По данным республиканской ГИБДД, за последние три года наблюдается устойчивый рост происшествий с автотранспортом, перевозящим топливо.
«Если в 2019 г. было совершено два таких ДТП, то в 2020-2021 гг. – семь. А в первом квартале этого года – уже три», – рассказал нач. отделения регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора Управления ГИБДД МВД по РК Сергей Гуляев.
Кроме того, с 2019 г. за нарушение правил перевозки опасных грузов к административной ответственности привлекли 68 водителей, 20 должностных лиц и пять юридических лиц. Штрафы составили более миллиона рублей. Говорили на заседании и о ДТП, совершённых пьяными водителями.
Поддельные документы
Сергей Гуляев рассказал об участившихся случаях выявления поддельных документов у водителей. В 2021 г. выявили 24 факта, а за первый квартал этого года – уже 21. Зачастую свидетельства об обучении на перевозки опасных грузов покупают через интернет. Причины разные: нежелание тратить своё время на обучение, боязнь не справиться с компьютерным тестированием, лёгкость покупки поддельных документов.
Статистика неумолима: чаще всего в аварии попадают уставшие водители. В Европе режим труда и отдыха водителей жёстко регламентирован: не более 48 час. в неделю, не более девяти часов в день, не более 4,5 час. без перерыва. В России этими правилами зачастую пренебрегают.
Зам. начальника Северного межрегионального управления Ространснадзора Коми Андрей Шабанов напомнил, что все автомобили должны быть оборудованы тахографом, а водитель должен иметь специальную карту. Но на практике всё далеко не так. Перевозчики покупают и устанавливают его «для галочки», чтобы выполнить требования закона.
«Часто в ходе рейдов выявляют отсутствие такой карты для тахографа или бумаги для распечатки данных с тахографа. Водителю выписывают штраф от трёх до пяти тысяч рублей, – говорит Андрей Шабанов. – Если же по тахографу выявить нарушение режима рабочего времени, то к административной ответственности привлекают уже должностные или юридические лица. И в этом случае размер штрафа будет в разы больше. Данной лазейкой и пользуются перевозчики».
В 2020 г. штрафы получили три физлица и одно должностное лицо, в 2021 г. – семь физлиц.
Директор компании «Автокросс» Сергей Левин заметил, у водителей не всегда получается уложиться в отведённые часы. Заказчики требуют выполнить срочную перевозку, а водителям приходится долго ждать отпуска топлива.
Участники совещания сошлись в одном: для решения проблем безопасности необходим комплексный подход. Среди действенных мер выделяют ужесточение контроля за соблюдением режима труда и отдыха и допуском водителя транспортного средства к перевозке опасных грузов.