Во время пандемии коронавируса в республике серьёзно пострадали такие отрасли, как сфера автомобильных и воздушных перевозок. А сейчас ситуацию усугубляет санкционное давление со стороны зарубежных стран.
Проблемы компаний, которые занимаются автомобильным и воздушным транспортом, обсудили на совещании в региональном Госсовете. О том, как складывается ситуация на стратегических предприятиях «Комиавтотранс» и «Комиавиатранс», рассказала зампред регионального правительства Эльмира Ахмеева.
Увольнение кондукторов
В крайне тяжёлом экономическом положении оказалась компания «Комиавтотранс». Среди причин, которые привели к этому, назвали сокращение выручки от перевозок, дополнительные затраты на санитарно-эпидемиологические мероприятия и обязательства по лизинговым и прочим платежам. На ухудшении финансового положения сказалось и сохранение стоимости проезда в 28 рублей при защищённом тарифе в 37 рублей. А сейчас появились новые проблемы: рост цен на запчасти, их возможный дефицит. В парке автоперевозчика – автобусы Mercedes и НефАЗ. Но даже на отечественных автобусах стоят европейские агрегаты Bosch.
На 1 февраля 2022 года кредиторская задолженность «Комиавтотранса» была 309 млн рублей. Плюс высокий риск задолженности компании перед налоговой (до 1 июля долги вырастут до 80 млн рублей). Как спрогнозировала Эльмира Ахмеева, деятельность предприятия может быть остановлена, в том числе прекратятся перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам.
В автобусном парке компании 155 транспортных средств, которые выполняют перевозки по 12 межмуниципальным маршрутам и по 10 в Сыктывкаре. Половина городского пассажиропотока приходится на «Комиавтотранс». Чтобы освободить предприятие от долгов, в первую очередь решили сократить фонд оплаты труда и уволить кондукторов. Пока бескондукторная система оплаты проезда действует на 20 автобусах на двух маршрутах Сыктывкара. В ближайших планах – увеличить до 40 автобусов.
Чтобы освободить предприятие от долгов, в первую очередь решили сократить фонд оплаты труда и уволить кондукторов. Пока бескондукторная система оплаты проезда действует на 20 автобусах на двух маршрутах Сыктывкара. В ближайших планах – увеличить до 40 автобусов.
Другим шагом к решению проблемы станет передача акций предприятия администрации Сыктывкара. Предполагается, что муниципалитет будет заинтересован в эффективной организации перевозок. Но передать акции можно будет только после того, как закроют все долги. Кроме того, частично покроют убытки за счёт средств республиканского бюджета.
Ещё рассматривали вариант – переложить расходы на жителей. Для этого стоимость проезда поднимут с 30 до 37 рублей. Однако Эльмира Ахмеева успокоила, что в нынешних условиях это делать не планируют.
Как улететь в Ухту и Инту?
В республиканских авиаперевозках тоже не всё гладко. В прошлом году «Комиавиатрансу» из республиканского бюджета выделили субсидию в 1,8 млрд рублей, чтобы спасти предприятие от банкротства. Несмотря на существенную финансовую поддержку, авиаперевозчик по-прежнему испытывает финансовые трудности. На доходность предприятия негативно влияет изношенность вертолётного парка. Большинству вертолётов больше 20 лет, многие не имеют сертификата лётной годности. В результате предприятие не может полноценно участвовать в тендерах. Из-за этого объём авиационных работ с каждым годом снижается.
Сегодня «Комиавиатранс» осуществляет регулярные рейсы из Сыктывкара в Усинск, Воркуту, Печору и Усть-Цильму. На этих маршрутах авиакомпания использует лайнеры Ан-24, арендованные до конца этого года. А вот полёты в Ухту и Инту пришлось приостановить: возникли проблемы с обслуживанием и ремонтом самолёта L-410. Чешская компания отказалась поставлять запчасти из-за санкций. Сейчас решается вопрос организации ремонта этих самолётов в России.
Российское правительство сейчас рассматривает обращение властей Коми по оказанию помощи в размере 5 млрд рублей на укрепление материально-технической базы. Планируется передача аэропорта Воркуты в федеральную собственность. Это позволит сэкономить на содержании аэропорта до 120 млн рублей и ещё 700 млн – на ремонте взлётно-посадочной полосы.
Также на совещании рассказали, что сегодня прорабатывается вопрос об организации рейсов из Сыктывкара в Котлас и Архангельск. Кроме того, «Комиавиатранс» планирует купить вертолёт Ми-8 и ещё один Ан-24. А вот рассчитывать на международные рейсы из аэропорта Сыктывкара в этом сезоне, скорее всего, не стоит.
Кстати
24 мая начнётся ремонт взлётной полосы в аэропорту Сыктывкара. Он продлится до 31 июля 2022 года. В этот период самолёты будут вылетать и приземляться только утром и вечером.