Больше десяти лет в сфере автобусных перевозок Сыктывкара никак не удаётся навести порядок. Меняются мэры, руководители «Комиавтотранса» и политика работы самого предприятия, регулярно растут цены на билеты, но проблем меньше не становится.
Что показала проверка?
Недавно Контрольно-счётная палата Коми завершила проверку использования денег республиканского бюджета, выделенных АО «Комиавтотранса». Под взор ревизоров попали последние пять лет работы предприятия – с января 2016 года по февраль 2020 года.
В своё время бывший руководитель Коми Сергей Гапликов решил модернизировать главное автотранспортное предприятие Сыктывкара. С помощью республиканской казны (компании выделили 35 млн руб. в виде взносов в уставный капитал) предприятие закупило 60 автобусов на газомоторном топливе для перевозки пассажиров.
«Предприятие израсходовало деньги на оплату платежей по двум договорам лизинга, заключённым с ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ПАО «ГТЛК»). На основании договоров в пользование на пять лет с последующим выкупом «Комиавтотранс» получило 60 автобусов НефАЗ-5299, – сообщили в Контрольно-счётной палате. – В результате заключения договоров лизинга цена автобусов увеличилась на 95,7 млн руб. по сравнению с ценой их приобретения у поставщика».

Проверяющие подсчитали, что общая сумма лизинговых платежей в пользу ПАО «ГТЛК» за весь срок действия договоров составит 435,6 млн руб. При этом большая часть расходов на них (67,1 %, или 292,4 млн руб.) – деньги республиканского и городского бюджетов. Предполагалось, что остальную часть расходов – 33 % – заплатит «Комиавтотранс». Но дальше события развивались не по плану.
Из-за того, что предприятие не смогло вовремя получить лицензию на перевозку пассажиров (разрешительный документ был получен только в октябре 2019 г.), «Комиавтотранс» передало все новые автобусы в сублизинг. Арендатором стала её дочерняя компания – ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1» (САТП № 1). В тот период его возглавлял Александр Рукавишников (позже в его отношении были возбуждены дела по статьям «Растрата» и «Незаконное образование юрлица»).Как выйти из кризиса?
В договоре сублизинга «Комиавтотранс» включили САТП № 1 в размер оплаты за временное пользование автобусами свои затраты по лизингу и норму рентабельности в 1 %.
«Но по факту сложилась другая ситуация: платежи начислялись и предъявлялись к оплате САТП № 1 без учёта предусмотренной рентабельности. Это привело к недополучению компанией «Комиавтотранс» выручки в размере 1,3 млн руб., – пояснили в Контрольно-счётной палате РК. – Кроме того, и часть расходов за САТП № 1 фактически несла компания «Комиавтотранс».

Проверяющие пришли к выводу, что перевозчик изначально не оценил финансовые последствия совершаемых лизинговых (сублизинговых) сделок и возможность выполнения обязательств сторонами. Так, по состоянию на 29 февраля 2020 г. задолженность «Комиавтотранса» по договорам лизинга достигла 13,8 млн руб. А отставание САТП № 1 от графика сублизинговых платежей, являющихся для «Комиавтотранса» источником оплаты лизинга, достигло годового объёма – 84,5 млн рублей!
Чтобы гасить лизинговые платежи, транспортная компания набирала всё больше займов и ещё глубже погружалась в долговую яму. Также затраты по уплате лизинговых платежей частично компенсировались за счёт республиканского и муниципального бюджетов. В общей сложности в 2019 г. государство выделило предприятию на это 84,4 млн руб. Но даже без учёта этой компенсации деятельность автотранспортного предприятия, связанная с эксплуатацией полученных в лизинг автобусов, в 2019 г. оказалась убыточной.«К марту 2020 г. предприятие покрыло расходы ООО «САТП № 1» на сумму свыше 70 млн руб., при этом обременив себя дополнительными расходами в виде процентов за пользование заёмными деньгами (5,4 млн руб.), неустоек за несвоевременную уплату лизинговых платежей, госпошлины, процентов за отсрочку платежей по лизингу (более 25,4 млн руб.)», – говорится в отчёте проверяющих.
По итогам 2019 г. убыток «Комиавтотранса» достиг рекордного уровня, превысив 45 млн руб. Однако и эти проблемы компании, похоже, придётся решать государству. Правительству Коми уже предложили принять меры по улучшению финансового состояния «Комиавтотранса».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть