aif.ru counter
83

Убыточный рейс. Почему перевозчики работают в минус?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Коми 09/09/2020
Компания «Комиавтотранс» в пользование на пять лет с последующим выкупом получила 60 автобусов.
Компания «Комиавтотранс» в пользование на пять лет с последующим выкупом получила 60 автобусов. © / Комиавтотранс

Больше десяти лет в сфере автобусных перевозок Сыктывкара никак не удаётся навести порядок. Меняются мэры, руководители «Комиавтотранса» и политика работы самого предприятия, регулярно растут цены на билеты, но проблем меньше не становится.

Что показала проверка?

Недавно Контрольно-счётная палата Коми завершила проверку использования денег республиканского бюджета, выделенных АО «Комиавтотранса». Под взор ревизоров попали последние пять лет работы предприятия – с января 2016 года по февраль 2020 года. 

В своё время бывший руководитель Коми Сергей Гапликов решил модернизировать главное автотранспортное предприятие Сыктывкара. С помощью республиканской казны (компании выделили 35 млн руб. в виде взносов в уставный капитал) предприятие закупило 60 автобусов на газомоторном топливе для перевозки пассажиров.

«Предприятие израсходовало деньги на оплату платежей по двум договорам лизинга, заключённым с ПАО «Государ­ственная транспортная лизинговая компания» (ПАО «ГТЛК»). На основании договоров в пользование на пять лет с последующим выкупом «Коми­автотранс» получило 60 автобусов НефАЗ-5299, – сообщили в Контрольно-счётной палате. – В результате заключения договоров лизинга цена автобусов увеличилась на 95,7 млн руб. по сравнению с ценой их приобретения у поставщика».

автобус
«Комиавтотранс» передало все новые автобусы в сублизинг. Фото: pixabay.com/ Pexels

Проверяющие подсчитали, что общая сумма лизинговых платежей в пользу ПАО «ГТЛК» за весь срок действия договоров составит 435,6 млн руб. При этом большая часть расходов на них (67,1 %, или 292,4 млн руб.) – деньги республиканского и городского бюджетов. Предполагалось, что остальную часть расходов – 33 % – заплатит «Комиавтотранс». Но дальше события развивались не по плану. 

 Из-за того, что предприятие не смогло вовремя получить лицензию на перевозку пассажиров (разрешительный документ был получен только в октябре 2019 г.), «Комиавтотранс» передало все новые автобусы в сублизинг. Арендатором стала её дочерняя компания – ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1» (САТП № 1). В тот период его возглавлял Александр Рукавишников (позже в его отношении были возбуждены дела по статьям «Растрата» и «Незаконное образование юрлица»).

Как выйти из кризиса?

В договоре сублизинга «Комиавтотранс» включили САТП № 1 в размер оплаты за временное пользование автобусами свои затраты по лизингу и норму рентабельности в 1 %.

«Но по факту сложилась другая ситуация: платежи начислялись и предъявлялись к оплате САТП № 1 без учёта предусмотренной рентабельности. Это привело к недополучению компанией «Комиавтотранс» выручки в размере 1,3 млн руб., – пояснили в Контрольно-счётной палате РК. – Кроме того, и часть расходов за САТП № 1 фактически несла компания «Комиавтотранс». 

Чтобы гасить лизинговые платежи, транспортная компания набирала всё больше займов и ещё глубже погружалась в долговую яму.Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Проверяющие пришли к выводу, что перевозчик изначально не оценил финансовые последствия совершаемых лизинговых (сублизинговых) сделок и возможность выполнения обязательств сторонами. Так, по состоянию на 29 февраля 2020 г. задолженность «Комиавтотранса» по договорам лизинга достигла 13,8 млн руб. А отставание САТП № 1 от графика сублизинговых платежей, являющихся для «Комиавтотранса» источником оплаты лизинга, достигло годового объёма – 84,5 млн рублей! 

 Чтобы гасить лизинговые платежи, транспортная компания набирала всё больше займов и ещё глубже погружалась в долговую яму. Также затраты по уплате лизинговых платежей частично компенсировались за счёт республиканского и муниципального бюджетов. В общей сложности в 2019 г. государство выделило предприятию на это 84,4 млн руб. Но даже без учёта этой компенсации деятельность автотранспортного предприятия, связанная с эксплуатацией полученных в лизинг автобусов, в 2019 г. оказалась убыточной.

«К марту 2020 г. предприятие покрыло расходы ООО «САТП № 1» на сумму свыше 70 млн руб., при этом обременив себя дополнительными расходами в виде процентов за пользование заёмными деньгами (5,4 млн руб.), неустоек за несвоевременную уплату лизинговых платежей, госпошлины, процентов за отсрочку платежей по лизингу (более 25,4 млн руб.)», – говорится в отчёте проверяющих.

По итогам 2019 г. убыток «Комиавтотранса» достиг рекордного уровня, превысив 45 млн руб. Однако и эти проблемы компании, похоже, придётся решать государству. Правительству Коми уже предложили принять меры по улучшению финансового состояния «Комиавтотранса».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах