Прародители всегда играли большую роль в жизни детей. Доказано, что из всего разнообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребёнка, так называемый ближний круг имеет решающее значение. В него входят мама и папа, бабушки и дедушки. Он закрывает потребности малыша в защите и проявлениях любви.
Что могут дать бабушки и дедушки современному ребёнку? Об этом рассказывает психолог, директор учебно-методического центра АНО ДПО «Институт социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР» Алина Селищева.
Любить и баловать
Светлана Худеньких, «АиФ-Коми»: Современные бабушки и дедушки – совсем не те, что были раньше. Насколько сегодня среди них популярен тренд активно участвовать в жизни внуков?
Алина Селищева: Общество стало менее патриархальным и более индивидуалистичным. И если раньше наблюдалось активное участие прародителей в жизни семьи и внуков, то сейчас действует важный этап – наработать самостоятельность. Что и происходит.
В том, что сейчас старшее поколение стало меньше опекать своих детей, молодых родителей, есть свои плюсы. Предоставление свободы молодым родителям и признание ими, что это их ребёнок и они должны им заниматься – очень важный этап. Он нужен, чтобы молодёжь почувствовала себя родителями. Но при этом очень важно, чтобы сохранялся контакт бабушек и внуков, дедушек и внуков. И тренды тут ни при чём.
Бабушки и дедушки могут с ребёнком разговаривать на совершенно разные темы, делиться воспоминаниями, рассказывать, что они любили готовить, какого вкуса был тот или иной продукт, о чём они мечтали, как учились. И вот в таком совершенно обычном разговоре малыш слышит и запоминает гораздо больше, чем если бы он читал книги или смотрел фильмы.
– Поменялась ли в принципе роль бабушек и дедушек в семье?
– Их роль – любить и баловать, обеспечивать эмоциональный комфорт, режим и базовый уровень знаний. Роль родителей – воспитывать. Вне зависимости от времени эти роли не меняются.
– Есть мнение, что бабушки и дедушки могут положительно повлиять даже на здоровье детей. Так, в Коми наблюдалась такая тенденция: в семьях, которые приезжали в северные территории вахтовым методом, дети часто болели. Но когда на помощь прибыли бабушки, малыши стали болеть заметно меньше. Может, это психосоматика?
– Утверждать, что психосоматика, я бы не стала. Но, взаимосвязь есть. Ребёнок чувствует присутствие родного человека. А бабушка и дедушка – это близкие люди. У детей достаточно часто возникает напряжение – из-за загруженности (учёба, переизбыток эмоций, познание окружающего мира). Они пытаются с ним как-то справиться, на это уходят силы. Иммунитет слабнет. От длительного напряжения дети начинают болеть. Если бабушка с дедушкой спешат на помощь, как Чип и Дейл, дети становятся спокойнее, устойчивее. Под такой защитой они расслабляются, иммунитет восстанавливается, здоровье становится лучше.
Как в сказке
– Взгляды на воспитание у разных поколений могут быть полярными. Возникают конфликты. Как с этим быть?
– Конфликты были, есть и будут. И это нормально. Если нет конфликта – нет развития. Весь вопрос в том, как они разрешаются. Если родители адекватные, то приоритет в принятии решений остаётся за ними. Потому что родители отвечают за ребёнка. Бабушкам и дедушкам придётся признать первенство детей. Это важная система в иерархии.
Если эту иерархию нарушить, то в голове малышей произойдёт нарушение системы подчинения. И в подростковом возрасте родителям будет очень сложно справиться с детьми. Дети просто ни во что не будут ставить ни родителей, ни бабушек, ни дедушек.
– Дети не будут испытывать недостатка любви, если в их жизни не присутствовали бабушка и дедушка?
– Нет, не будут. Вы же не испытываете недостатка того, с чем незнакомы? Но это верно при условии, что ребёнок никогда не был знаком со старшим поколением. Он может фантазировать, как бы сложились отношения, если бы у него были бабушка и дедушка. Но утверждать, что их отсутствие повлияет негативно на ребёнка, я не возьмусь. Как пример: если вы никогда не ели папайю, вы же не страдаете от того, что её нет? А вот если вы ели папайю и вам она невероятно нравится, то вы радуетесь, когда её едите, и грустите, когда не можете себе позволить её съесть. Это очень грубый пример, но тем не менее.
– Говорят, что между пожилыми людьми и детьми существует какая-то мистическая связь. То, что рассказывает бабушка и дедушка, воспринимается по-другому, чем если бы рассказали то же самое родители или учителя в школе.
– Про мистику ничего не могу сказать. Но очень часто дети воспринимают почти как сказку рассказы бабушек или дедушек. Потому что это было даже не тогда, когда родители были маленькие, а когда ещё бабушка с дедушкой были малышами. У детей восприятие времени несколько отличается. Для них это безумно далеко. Для сравнения: если человеку 40 лет, для него один год – это 2,5 % жизни. Если ребёнку четыре года, для него один год – это 25 % всей жизни. То есть для детей время действительно течёт по-другому. Именно поэтому для ребёнка так болезненно расставание с родителями на две недели, на месяц. Для них субъективно это гораздо больший срок, чем для нас. И, конечно, важно, чтобы в этот момент, если родители в командировке, находились рядом те, кто знает ребёнка очень хорошо. И главное, кого очень хорошо знает малыш и кому он доверяет.
Качество общения
– Часто можно наблюдать в кафе современных бабушек и детей, которые увлечены только смартфоном. Общения не получается. И когда понимаешь, сколько бабушки-дедушки с младенчества вкладывают в ребёнка, а отдачи потом не получают, становится грустно…
– Да. Но это оборотная сторона – когда родители рано дают в руки своему чаду гаджет. Их родители, возможно, в своё время тоже садили детей перед телевизором, чтобы освободить своё время.
Что делать в такой ситуации? Как вариант могу предложить бабушке достать смартфон и начать писать внуку сообщения. Пошутить и наладить контакт. Или отправиться вместе на увлекательное мероприятие в интересное место. Возможно, по дороге ребёнку сложно будет смотреть в телефон. И тогда он вынужден будет контактировать с бабушкой. Здесь же можно придумать много всяких активностей.
– Дети, которых сильно опекают бабушки, вырастают нерешительными?
– Неважно, кто опекает ребёнка сверх меры: родители или прародители. Важно, что малышу не дают принимать собственные решения и совершать свои ошибки. Так у маленького человека исчезает уверенность.
– А в каком возрасте ребёнок должен начать принимать решение?
– С трёх лет. Он может выбрать, какого цвета носки надеть, какую шапку натянуть, если есть выбор – что кушать. Ребёнку нравится быть взрослым и принимать решение. Даже если оно ошибочно, ругать его не нужно. Лучше похвалить. Чтобы это не вызывало страх что-то сделать, а служило опытом.
Всегда наступает очень забавное противоречие. Когда у ребёнка день рождения, что ему желают взрослые? «Расти красивый, здоровый». А дальше – знаменитейшая фраза: «Слушайся маму и папу». Но ведь это же пожелание не ребёнку, а родителям. А какого ребёнка в будущем хотят видеть родители? Самостоятельным, успешным. Умеющим принимать решения. Послушный ребёнок не самостоятелен, он слушает маму и папу, бабушку и дедушку.
– Сегодня чаще всего бабушки живут отдельно от внуков. Что делать, чтобы связь эта не прерывалась?
– Речь идёт о качестве и частоте общения для ребёнка. Чем лучше он знает своих старших близких, тем больше вероятности того, что будет к ним привязан. С ребёнком можно выезжать на лето и обеспечивать качественное общение, если у бабушек и дедушек хватит на это здоровья, терпения, средств. Можно встречаться раз в неделю и наслаждаться общением друг с другом. Можно раз в месяц встречаться, но это будут очень запоминающиеся встречи.
Самое важное, чтобы ребёнок знал: в его окружении есть старший человек, который его любит, ценит, для которого он важен.
Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми.