Любопытная практика складывается в Арбитражном суде Коми: в числе ответчиков – представители малого и среднего бизнеса со всей республики, а истец один и тот же – собственник рекламного агентства.
Примечательно, что из раза в раз суд становится на сторону заявителя, а предпринимателей обязывает оплатить нешуточные суммы.Уже больше пяти лет Ольга Сёмина (имя изменено) занимается изготовлением мебели. Её цех работает в Сыктывкаре. В 2018 г. компания «Русский Север – Коми» (далее РСК) предложило бизнесвумен разместить рекламу в справочнике «Регион-11», а также на интернет-портале. Девушка согласилась и, подписывая договор, заплатила 20 тыс. руб.
Прошло больше года. В январе 2020 г. это же агентство направило Ольге акт выполненных работах за 2019 г.

«Подписывать бумагу я не стала, так как в 2019 г. ни один рекламный макет со мной не согласовали, и добро на публикацию рекламы я не давала», – говорит женщина.
Несмотря на это, в марте 2021 г. она получила письмо-претензию. В нём рекламное агентство грозило судом «недобросовестной клиентке», а также требовало оплатить рекламу за 2019 и 2020 гг. И хотя женщина сообщила, что давно не сотрудничает с компанией, рекламщики всё же подали в суд на владелицу мебельного цеха. Кстати, о заседаниях её никто не уведомил. А в феврале 2022 г. с расчётного счёта предпринимателя приставы списали 26 тыс. руб.

В похожей ситуации оказался Дмитрий Лебедев (имя изменено). Он сдаёт спецтехнику в аренду.
«В 2019 г. я заключил с владельцем компании РСК Владимиром Лихошерстовым договор на размещение рекламы на сайте его компании, а также на выпуск рекламных брошюр и календарей. Затем два года подряд ко мне приходили менеджеры компании, уговаривали продолжить сотрудничество, но я не захотел», – вспоминает предприниматель.
Сотрудники компании назойливо присылали предпринимателю рекламные макеты, ни один из которых он не согласовал. Однако в январе 2022 г. Дмитрий получил претензионное письмо за подписью Лихошерстова. Директор РСК грозился бизнесмену судом в случае, если тот не оплатит рекламные услуги на сумму 96 тыс. руб.!

Хитрый алгоритм
Как оказалось, с юридической точки зрения к договору РСК не придраться. В документе указано, что если одна из сторон не разрывает договор, то он автоматически продлевается. И так из года в год. Разобраться в юридических хитростях помог бы юрист, но, как правило, в маленьких компаниях его нет.
Без ответа остался ещё вопрос: для чего собственник рекламного агентства выжидал несколько лет, прежде чем подать на недобросовестных заказчиков в суд? В случае Ольги и Дмитрия исковые документы представители рекламного агентства подавали разом за несколько лет, аккурат к концу третьего года действия договора.
По словам юриста Наталии Максимовой, подобный алгоритм выставления претензий позволяет заявителю, с одной стороны, соблюсти описанный в законе досудебный порядок, с другой – подать в суд максимально близко к сроку исковой давности (он составляет три года). Этой схемой активно пользуются, например, коллекторы. Если до конца третьего года действия договора ответчик не расторг его, а судебное решение уже вынесено, то оспорить его ответчик не сможет. Стало быть, заявленная в иске сумма будет взыскана.
Выход есть?
На популярном сайте, который размещает информацию о контрагентах, опубликована справка о компании «Русский Север – Коми». Так, в 2020 г. компания – участник судебных споров, общая сумма по которым около 600 тыс. руб., в 2021 г. – 1 млн 696 337 руб., за первые три месяца 2022 г. – уже 938 636 руб.
Если заглянуть на сайт Арбитражного суда Коми, то можно обнаружить, что в 90 % случаев тяжб РСК выступает истцом. В 2020 и 2021 гг. суд рассмотрел более полусотни таких дел в отношении небольших ИП и ООО. Кстати, большая часть удовлетворена в пользу заявителя.

Однако Наталия Максимова считает, что выход есть.
«Чтобы прекратить взаимоотношения с рекламным агентством, предпринимателям следует расторгнуть заключенный ранее договор на оказание услуг. Закон позволяет это сделать в одностороннем порядке. Для этого нужно направить рекламоиздателю уведомление о расторжении договора. Сделать это лучше ценным письмом по почте».
Если даже суд уже состоялся и есть решение о взыскании денег за услуги, договор по-прежнему продолжает действовать. Чтобы избежать повторных тяжб и взысканий, всё-таки нужно уведомить рекламное агентство о расторжении с ним договора. Если дело по взысканию задолженности сейчас находится в Арбитражном суде, то не стоит устраняться от участия в процессе. Следует обосновать свою позицию и постараться отстоять собственные интересы.
В Коми «золотую сотню» сельских врачей переучат в предпринимателей
Дискриминация бизнеса. Предприниматели Коми просят власти не губить ИП
Бизнесмены Коми получили больше 9,5 млн руб. за сбор дикоросов на экспорт
Вес имеет значение. Предприниматели просят пересмотреть тариф на мусор
Золотая жила Коми. Заповедные территории — это лакомый кусочек для бизнеса