С каждым годом набирает популярность киберспорт. Если когда-то увлечение компьютерными играми считалось зазорным, то теперь на федеральном уровне проводятся «Игры будущего» с многомиллионным призовым фондом. В Коми много лет существует Федерация киберспорта, ежегодно проводятся состязания, в которых выбирают самых быстрых и ловких игроков. А у школьников, увлечённых играми, появился серьезный козырь в разговоре с родителями: «Я не игроман, я киберспортсмен».
Почему киберспорт — это спорт, как проходят состязания и каковы правила, рассказал председатель Федерации компьютерного спорта Республики Коми Ринат Махмутдинов.
Нет места читерству
Наталья Стерледева, komi.aif.ru: Как давно существует Федерация киберспорта в Коми?
Ринат Махмутдинов: довольно давно, более 10 лет. За период существования сменились минимум четыре руководителя. Я работаю в федерации полтора года.
– Почему электронный спорт — всё-таки спорт, если состязания – виртуальные?
– У многих людей слово «спорт» обязательно ассоциируется с физическими нагрузками, но не стоит забывать, что есть виды спорта с минимальным процентом «физики». Например, в шахматах нагрузки не физические, а интеллектуальные. Конечно, можно отнести шахматы к исключению из правила. Но помимо них есть шашки, бильярд, спортивный покер, дартс, кёрлинг. В этих дисциплинах непосредственно физическая нагрузка невелика. Зато велика роль мастерства, которое приходит в результате тренировок. Чем ещё нас привлекает спорт? Соревновательной частью – выявлением сильнейшего. И, конечно же, развлекательной. Не зря популярные дисциплины собирают многотысячные стадионы болельщиков и многомиллионную армию зрителей у экранов.
К физической нагрузке мы относим реакцию и координацию. А они, несомненно, важны в тех спортивных дисциплинах, где соперничество ведётся лицом к лицу: карате, бокс, фехтование. Получается, эти качества поддаются тренировке. Так и с киберспортом. Два качества – реакция и координация – нужны в подавляющем большинстве относящихся к нему дисциплин.
Что касается зрелищности и состязательности, то по уровню популярности киберспорт уже сегодня входит в топ–10 в мире. Каждый год соревнований становится все больше и больше. На некоторые матчи билеты достать труднее, чем на матч топовых футбольных команд. Поэтому лично у меня нет никаких сомнений, что киберспорт – это спорт.
– Какие требования предъявляются к участникам состязаний по киберспорту?
– Если мы говорим о соревнованиях, то тут требования следующие: придерживаться принципов честной игры. Если в спорте в широком понимании это во многом означает «нет места допингу», то тут к этому ещё добавляется правило «нет читерству» (использование сторонней аппаратуры, программ и ошибок игры для обеспечения нечестного преимущества в компьютерных играх. – Авт.). Ну и возраст спортсменов: сейчас нижний порог – 14 лет.
Анализируй соперника
– Как происходят соревнования? Все в одном зале? Или дистанционно?
– Если брать международный опыт, то состязания проходят на огромных аренах. Но чтобы попасть туда, необходимо пройти тяжелейшее сито отбора в онлайн–квалификациях. На этом этапе команда может находиться на одном континенте, а их соперник на другом, но это не мешает им выявить сильнейшего. Радует, что российский уровень уже сейчас мало чем уступает международному в организации таких мероприятий. А как показали «Игры будущего», где–то уже и сам является ориентиром для многих. В республике, конечно, всё намного проще из–за отсутствия инфраструктуры. Чаще всего соревнования проходят либо в компьютерном клубе, либо в стенах университетов. Не обходится и без отборочных онлайн–туров, поскольку количество желающих кратно больше того, которое может принять площадка в день проведения соревнований.
– От чего зависит уровень игрока?
– Как и в любом спорте, от систематических тренировок. Чем больше человек будет уделять этому времени, тем выше будет его «скилл» (уровень мастерства. – Авт.). Помимо тренировок движений большое внимание уделяется тактикам и анализу соперника, а также своих прошлых матчей.
– Дети часто выигрывают у взрослых?
– Сейчас трудно об этом сказать с полной уверенностью. В мире идёт тенденция на «омоложение» киберспортсменов. Но есть большой процент игроков возраста 30+. Одно могу утверждать с уверенностью: возраст в киберспорте – не решающий фактор.
Заработать реально
– Как киберигроки получают свои игровые имена?
– Никнеймы в киберспорте – это прозвища. Только их тебе даёт не кто–то (как это происходит во дворе или в традиционных командных видах спорта), а ты его выбираешь сам, когда регистрируешься в игре. Дальше практически всё общение с игроками как в реальной жизни, так и на сервере происходит с использованием никнейма. Некоторые игроки известны своей игрой на определённой позиции. Так в CS2, например, есть Рифлеры – игроки, несущие основную огневую мощь, Опорники осуществляют оборонительную функцию. В другой, не менее популярной дисциплине, DOTA2, есть Керри – лидер команды, основной добытчик золота и опыта, Мидер – играет на своей линии один на один с противником, чтобы как можно быстрее набрать уровень и прокачать свои способности.
– Можно ли говорить о том, что в киберспорте уже есть традиции?
– Для этого киберспорт, наверное, ещё слишком молод. Но есть «правила хорошего тона». К примеру, уважающий себя спортсмен никогда не будет играть на чужих девайсах (электронных устройствах), если только в форс–мажорной ситуации.
– Может ли киберспортсмен получать реальный доход?
– Да, хороший игрок может прокормить себя, не отвлекаясь на другие виды заработка. Онлайн–турниры, на которые можно заявляться и получать от 50 до 500 долларов, проходят каждый день. И спортсмен, дающий хорошие результаты, может заработать от 100 тыс. руб. в месяц. Кроме того, киберспорт – это индустрия. Начав давать хороший результат, ты можешь стримить (вести онлайн–трансляции игры), получать донаты, размещать баннеры. Разумеется, как в любом виде спорта, для получения высокого достатка необходимо сильно выкладываться.
Кстати:
21 октября на базе детского технопарка «Кванториум» в Сыктывкаре прошёл региональный этап Всероссийской интеллектуально–киберспортивной лиги. В состязаниях приняли участие школьники из Корткероса, Ухты и Сыктывкара. Соревнования проходили в пяти видах программ: Dota 2, «Мир танков», Tetris, «Электронные шахматы», «Поиск в Интернете на время». По итогам всех видов программы 1 место занял Технологический лицей, 2 место – Лицей для одарённых детей, 3 место – школа № 30 Сыктывкара. Команда Технологического лицея вышла в зональный этап соревнований, который состоится в ноябре.