Посёлок Том расположен на живописном берегу реки Ижмы, в хвойном бору. Люди очень любят свою малую родину, поэтому за родные места стоят горой.
Митинги в этих местах случаются редко. Последний был пять лет назад: тогда поселковые отвоевали местную больницу. Республиканские власти не решились её закрыть.
На минувшей неделе сельчане снова вышли на улицу с плакатами и требованиями. В этот раз томичи приняли резолюцию, в которой потребовали обеспечить их круглогодичным транспортным сообщением.
Единственная дорога
О плачевном состоянии автомобильной дороги Том – Ухта мы уже писали («АиФ-Коми» № 43 от 25.10.2017 г., «Скатертью дорога»). Как и сотни подобных дорог на карте республики, эта – наследие советского времени. Трассу протяжённостью более 120 км построили в 80-е годы работники леспромхоза. Тогда это была добротная грунтовка с крепкими мостами. Из ижемского посёлка Том в посёлок Малая Пера (Сосногорский район) доезжали за два часа. Сейчас на это уходит больше двенадцати часов!
Это единственная дорога, которая соединяет населённый пункт, а также соседний посёлок Койю и деревню Картаёль с Большой землёй: по ней завозят продукты, лекарства, предметы первой необходимости.
Автомобильная дорога проходит по территории трёх муниципалитетов – Ижемского, Ухтинского и Сосногорского. Как часто у нас бывает, у семи нянек – дитя без глазу: чиновники больше десяти лет не могли договориться, кто именно должен следить за состоянием дороги. Ухтинцы этой трассой не пользуются, сосногорцы выезжают по ней лишь летом в лес за грибами. Больше всех в дороге нуждаются ижемцы. Они-то и страдают от выбоин и аварийных мостов на пути.
«10 мая паводковыми водами унесло деревянный мост на речке Верхний Койю в Ухтинском районе. Временный мост, построенный в конце мая, просуществовал до 11 июля. После сильных летних дождей его также снесло большой водой, – говорит местный активист Игорь Рубан. – Аналогичным образом унесло бетонный мост на 25-м км автодороги Том – Керки в Сосногорском районе».
В результате жители трёх населённых пунктов сельского поселения, а это больше тысячи человек, остались без транспортного сообщения. Проезд до Ухты стал возможен только на частной лодке через райцентр Ижма. В итоге цены на поездку выросли с одной тысячи рублей до 2,5 тысяч. Завозить продукты в магазин теперь можно тоже только по реке лодками или понтоном. Это сразу же отразилось на ценах – они поползли вверх.
Нужна поддержка соседей
Конечно, такое положение дел не устроило местных жителей. Они написали открытое письмо властям, а теперь вышли митинговать.
«Перевозку на лодках осуществляет частник, при этом судно не соответствует требованиям безопасности. Местная администрация в курсе, но закрывает на это глаза. Сами закупать плавсредством для перевоза людей не хотят, – говорят селяне. – Нет у нас и вертолётной площадки, которая сможет принимать вертолёты в период распутицы».
Руководитель районной администрации Любовь Терентьева заявила, что держит руку на пульсе. «Ижемцам томского куста жизненно необходимо автомобильное сообщение. Но в одиночку нам не справиться, мы рассчитываем на поддержку соседей-муниципалитетов», – заявила чиновница.
Как стало известно, на ремонт дороги Том – Керки из резервного фонда правительства Коми выделили 8 млн рублей. Подрядчик на днях приступил к работе.
«Нужно восстановить три моста, заменить деревянные конструкции, на маленьких ручейках проложить трубы, отсыпать размывы дорожного полотна, – рассказал предприниматель Иван Никулин. – Капитальной реконструкции ожидают два моста – через р. Вылыс Койю и р. Большой Войвож».
Пока дорогу восстанавливают, местная молодёжь накидала деревянный настил на унесённом паводком мосту. Вошли в положение газовики, ведущие добычу в здешних местах: время от времени они пускают поселковые машины на производственную дорогу. К слову, её построили вдоль газопровода, принадлежащего газовику-монополисту. И бизнес получает прибыль за продажу голубого топлива. А вот люди, которые веками живут на этой земле, вынуждены на правах бедных родственников просить у чиновников нормальную грунтовку.