С наступлением лета и отпускного сезона политические темы сошли на нет. Однако уже в сентябре парламентарии Коми вернутся к обсуждению законопроекта о ликвидации административного статуса посёлков. И хотя в некоторых регионах страны подобную инициативу власти уже поддержали, депутаты нашей республики предостерегают от поспешных решений.
Ликвидация власти
Итак, возможность создавать муниципальные округа вместо районов появилась после того, как в федеральный закон № 131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесли поправки. По новым правилам муниципальный округ приравняли к району, но без сельсоветов с их главами и депутатами. В новой схеме территорией управляет единая администрация, а в сёлах – или территориальный орган (по сути – сотрудник администрации на месте), или староста.
В этом году федеральной инициативой заинтересовались в парламенте Коми. Вопрос обсуждался на весенней сессии Госсовета. Некоторые депутаты предложили внести изменения в Закон Республики «О пенсионном обеспечении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе». Ведь если депутаты всё же проголосуют за упразднение самоуправления на местах, главам поселений предлагают досрочный выход на пенсию.
«Поправки в закон развяжут руки муниципальным и республиканским властям, позволят укрупнять в границах районов образования вплоть до одного муниципального округа. При этом сами сельсоветы как административные единицы ликвидируют. Со всеми вытекающими: у них не будет своих бюджетов, главы, депутатов, полномочий. Всё перейдёт на уровень округа, – разъяснил задумку коллег противник инициативы депутат Госсовета Коми Олег Михайлов. – Уверен, что если поправки в закон примут, то это очень негативно скажется на жизни коренного народа республики».
Чем опасна выгода?
Необходимость поправок авторы инициативы аргументируют тем, что упразднение глав поселений позволит бюджетам на местах получить значительную экономию.
Известный общественник Николай Братенков подсчитал, что в первый после упразднения глав год сельские поселения действительно получат выгоду.
«В среднем на содержание аппарата одного поселения в год тратят два-три миллиона рублей. Высвободившиеся деньги одномоментно смогут использовать на нужды поселения. Но на следующий год ввиду отсутствия управленческого звена их попросту не заложат в бюджет, – разъясняет финансовые нюансы бывший депутат. – В итоге село останется и без главы, и без денег. Выгоду получит только республиканская казна».
В качестве примера Братенков предлагает вспомнить историю 12-летней давности. Именно тогда решением советов поселений в Сосногорском районе ликвидировали сельсоветы. Вместо администрации поселений здесь оставили лишь специалиста с телефоном и минимумом полномочий.
«Посмотрите, что стало с посёлками Вис, Керки, Малая Пера, Ираель. Муниципальный фонд жилья там почти не ремонтируется, водоснабжение в посёлках ухудшается год от года, кое-где перестали вывозить мусор – на это просто не могут выбить денег. До властей, которые сидят в администрации Сосногорска, попросту не достучаться! Да и как это сделать, когда село находится за 200-300 км от райцентра? – отмечает общественник. – Местные жители поняли, что жизнь здесь бесперспективна, и бегут с обжитых мест. В итоге селения вымирают самыми быстрыми темпами».
Всё в наших руках
Именно поэтому общественники предлагают не торопиться с внесением поправок в республиканский закон.
«Нельзя говорить о том, что экономия – главный повод перехода на округа. В основе всё-таки должны лежать соображения повышения эффективности и улучшения жизни людей», – отметил Братенков.
Как бы то ни было, вводить или не вводить поправки в закон – будут решать депутаты на местах. Поэтому в наших с вами интересах, чтобы на сентябрьских выборах депутатские мандаты получили люди, которые действительно хотят работать на благо жителей республики.