Каждый руководитель региона хочет, чтобы его фамилия вошла в историю и закрепилась в сознании людей на десятилетия. Самый верный способ – это возвести и запустить крупный социально значимый объект.
И если предыдущие главы республики пытались ввести в строй санаторий «Серёгово», активно подключались к проекту строительства железнодорожной магистрали «Белкомур», то Сергей Гапликов решил завершить начинание своих предшественников и запустить аэропорт в местечке Соколовка, что в 18 км от Сыктывкара.
Авиационный долгострой
Аэропорт в Соколовке начали строить ещё в 1982 году. Власти Коми АССР рассчитывали, что он заменит городской аэропорт Сыктывкара, который уже тогда не отвечал основным мерам безопасности.
В середине 90-х годов строительство новой аэрогавани завершили примерно на 80 %. Но потом деньги кончились, проект заморозили до 2004 года. В назначенный срок работы продолжили, но финансирования всё равно не хватало. В результате лишь часть объектов удалось сдать в эксплуатацию: пункт управления воздушным движением (он работает по сей день) и взлётно-посадочную полосу. Она, к сожалению, до сих пор простаивает.
Поток денег снова иссяк в 2009 году Для завершения работ требовалось ещё около 3 млрд рублей. В 2011 году мэр столицы Коми Иван Поздеев заявил, что деньги, которые предназначались для аэропорта в Соколовке, уйдут на Олимпийские игры – 2014 и саммит лидеров государств – членов Межправительственного форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (состоялся в 2012 году).
«С точки зрения безопасности нам надо выходить на Соколовку. Конечно, там многие помещения пришли в негодность, их надо списывать, разбирать. Но есть полоса, которую надо укреплять и строить. Такая задача стоит», – подытожил Поздеев.
Так как денег из федерального бюджета не поступало, в 2013 году бывший глава Коми Вячеслав Гайзер предложил передать аэропорт из федеральной собственности в региональную.
Он считал, что сможет завершить проект за счёт республиканского бюджета и с помощью спонсоров. Но замыслы так и остались на бумаге.По международным стандартам
Осенью 2015 года власть в регионе сменилась. Одним из первых заявлений, которое сделал новоиспечённый губернатор Сергей Гапликов, стало предложение возродить стройку воздушной гавани. Но в очередной раз мечты местных чиновников развеяли федералы. Они заявили: денег на строительство аэропорта нет.
Летом прошлого года Коми межрегиональное территориальное управление Росавиации сообщило, что недостроенное здание аэровокзала в Соколовке представляет угрозу для жизни людей. «Крышу разобрали, она протекает. Металлические конструкции имеют высокую степень коррозии, – сообщили авиационщики. – Из-за длительного воздействия дождя и снега металлические фермы в узлах стыковки подверглись глубокой коррозии. В результате фермы утратили свою несущую способность, что может привести к обрушению ферм и плит железобетонного покрытия».
Чтобы не допустить несчастных случаев, бесконтрольный доступ людей в здания долгостроя запретили.Недавно в правительстве Коми в очередной раз заявили: аэропорту в Соколовке всё-таки быть. «На Российском инвестиционном форуме в Сочи глава Коми и частный инвестор заключили соглашение о намерениях об инвестиционном консультировании по подготовке и реализации проекта «Соколовка-Сыктывкар», – сообщили в администрации региона. – Проект предполагает перенос действующего аэропорта из центра города за его границы. Необходимость переноса обусловлена высоким износом действующего аэропорта, необходимостью соблюдения экологических требований и требований безопасности авиаперевозок, а также потребностью в расширении терминальной инфраструктуры».
Предполагается, что стройка в Соколовке начнётся в 2021 году. «Перспективный аэропортовый комплекс будет соответствовать международным стандартам и рекомендациям международной организации гражданской авиации, сможет принимать воздушные суда всех классов и типов», – пояснил гендиректор компании Юрий Корсун.
По оценке экспертов, перспективный пассажиропоток превысит действующий в два раза и составит 900 тысяч человек в год. Обработка грузов и почты также увеличится вдвое и составит около 3 тысяч тонн в год.