Грудью под колёса – до такого состояния дошли жители села Зимстан Усть-Куломского района. Пустые обещания чиновников и наплевательское отношение со стороны лесозаготовителей вынудили сельчан пойти на крайние меры: люди перекрыли дорогу для лесовозов предприятия «Монди СЛПК».
В плену
О том, что дорога Усть-Кулом – Керчомъя – Дзёль требует ремонта, мы писали ещё в прошлом году («Сельский блокпост», № 38 от 16.09.2020 г.) С 2013 г. глава пос. Зимстан Владимир Лодыгин просит руководство региона отремонтировать 70 км грунтовки. Но управленцы, а с тех пор сменился уже третий глава республики, до сих пор не услышали глас народа.
Два года назад состояние грунтовки начало ухудшаться ещё стремительнее: летом 2019 г. из-за продолжительных дождей участок дороги на 25 км смыло водой. А прошлым летом дорогу разбили лесовозы.
«Несмотря на сухое лето и сентябрь, постоянно образуется колея. А после дождей по дороге не проехать – легковые автомобили застревают, а скорая преодолевает 70-километровый участок от Зимстана до Усть-Кулома за два с половиной часа. Куда это годится?! Мы регулярно фиксируем нарушения и сообщаем об этом в ГИБДД, в управление автомобильных дорог Коми, а толку нет», – возмущался глава села Лодыгин.
Тогда местные жители перекрыли дорогу живым щитом. На несколько суток водители тягачей оказались в плену. Только после этого чиновники из райадминистрации, а также министр строительства и дорожного хозяйства региона Андрей Некрасов, его заместитель Эдуард Слабиков приехали на переговоры с жителями посёлка. Сразу после встречи глава администрации Усть-Куломского района Сергей Рубан заявил, что в 2021 г. дорогу отремонтируют.
Дома взаперти
Тогда люди поверили обещаниям чиновников. Но, видимо, зря. А тут ещё и природа внесла коррективы в движение автомобилей. Весной во время паводка пострадал мост через р. Виль, расположенный на автодороге Усть-Кулом – Керчомъя – Дзёль. Управление автомобильных дорог Коми вынесло постановление, которое ограничивало движение транспорта грузоподъёмностью свыше шести тонн. Однако многотонные лесовозы (вес некоторых вместе с грузом достигает 25 т!) продолжали ездить по мосту и окончательно его сломали.
Дорожникам ничего не оставалось, как полностью перекрыть подъезд к нему плитами. Власти пообещали отремонтировать мост лишь осенью 2022 г. Но и это не остановило лесозаготовителей: они повезли древесину по объездной лесовозной дороге. За считанные дни на ней образовалась глубокая колея. В итоге легковые автомобили начали там застревать. Особенно после дождя.
«Ещё в начале июля я на легковушке не могла доехать домой. Машину тащили на тросе почти все десять километров – от Зимстана в сторону Дзёля. После дождя стоит проехать трём большегрузам – и образуется глубочайшая колея», – рассказала жительница Усть-Куломского района Агния Логинова.
Так, местные жители оказались заперты в собственном селе. Зимстанцы решили показать, кто хозяин на этой земле, и 10 июля перекрыли проезд лесовозов под селом.
На видео, опубликованном в группе «Дорога на Зимстан» в соцсети «ВКонтакте», видно, как с десяток мужчин выстроились живым щитом и не пропускают лесовозы. В кадр попали и сотрудники ГИБДД, которые пытаются вытеснить людей с дороги. Но те не сходят с места.
До сих пор блокпост дежурит на дороге круглые сутки.
Владимир Лодыгин выступил с открытым заявлением в адрес руководства Коми. Сельский управленец уверен, что противостояния на дороге можно было избежать, если бы Владимир Уйба сдержал данное год назад обещание.
«В прошлом году обещали отремонтировать дорогу. Хотели потратить на это 100 млн руб. Но время прошло, а ремонта нет. Зато есть информация, что денег на реконструкцию не выделяли. Возмущение у наших людей растёт, поэтому колонна продолжает стоять. Во избежание чрезвычайных ситуаций приезжайте к нам», – пригласил Лодыгин главного по Коми.
12 июля на просьбу зимстанцев откликнулся пока только глава Усть-Куломского района. Однако здесь ждут политиков из Сыктывкара.