Власти Коми готовы поставить точку в эпопее, которая длится почти 40 лет. Долгожданный аэропорт под Сыктывкаром в местечке Соколовка достраивать не будут. Взлётная полоса останется в центре столицы Коми.
Соколовка не принимает
Мы уже рассказывали, что аэропорт в Соколовке начали строить ещё в 1982 г. Власти Коми АССР рассчитывали, что новый объект заменит аэропорт в Сыктывкаре (уже тогда он не отвечал основным мерам безопасности).
В середине 90-х годов новая аэрогавань была готова примерно на 80 %. Но потом деньги кончились, проект заморозили до 2004 г. В назначенный срок работы продолжили, но финансирования всё равно не хватало. В результате лишь часть объектов удалось сдать в эксплуатацию: пункт управления воздушным движением (он работает по сей день) и взлётно-посадочную полосу. Она, к сожалению, до сих пор простаивает.Поток денег снова иссяк в 2009 г. На тот момент для завершения работ требовалось ещё около 3 млрд руб.! В 2011 г. мэр столицы Коми Иван Поздеев заявил, что деньги, которые предназначались для аэропорта в Соколовке, уйдут на Олимпийские игры – 2014 и саммит лидеров государств – членов Межправительственного форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (состоялся в 2012 г.).
Так как денег из федерального бюджета не поступало, в 2013 г. бывший глава Коми Вячеслав Гайзер предложил передать аэропорт из федеральной собственности в региональную. Он считал, что сможет завершить проект за счёт республиканского бюджета и с помощью спонсоров. Но замыслы так и остались на бумаге.
Осенью 2015 г. власть в регионе сменилась. Одним из первых заявлений, которое сделал новоиспечённый губернатор Сергей Гапликов, стало предложение возродить стройку воздушной гавани. Но в очередной раз мечты местных чиновников развеяли федералы. Они заявили: денег на строительство аэропорта нет.
Затем в СМИ появилась информация, что стройка в Соколовке начнётся в 2021 г. Однако на минувшей неделе парламентарии Госсовета чётко дали понять: многолетнюю историю с возведением грандиозного аэропорта в Соколовке всё-таки пора завершить.
Как рассказала зампредседателя правительства Коми Эльмира Ахмеева, от достройки аэропорта в пригороде Сыктывкара готовы отказаться и сосредоточить силы на действующей воздушной гавани.
«С учётом небольшого пассажиропотока аэропорт Сыктывкара закроет все потребности в перевозках. Кроме того, расположение в центре города является его конкурентным преимуществом для развития бизнес-контактов и туризма», – пояснила чиновница.
Долгожданная здравница
И в этом смысле управленческая логика властей вполне понятна. Ведь в регионе есть объекты, которые тоже давно нуждаются в достройке. Например, у всех на слуху санаторий в с. Серёгово Княжпогостского района. Возведение комплекса, рассчитанного на 250 мест, началось ещё в 1986 г. С переменным успехом строительство то активизировалось, то вновь затихало. После очередной заморозки объекта в 2005 г. и пятилетнего простоя работа возобновилась – корпус планировали сдать в августе 2011 г.
За то время, пока шла стройка, изменилось законодательство. И подрядчику пришлось вносить изменения в построенные помещения. В очередной раз строительство санатория «Серёгово» приостановили в июне 2016 г.
В последний раз вопрос о долгострое подняли в апреле этого года, когда глава Коми Владимир Уйба выступал с докладом о деятельности правительства. Тогда руководитель региона сообщил, что готовность объекта составляет не более 75 %.
«Для завершения строительства необходима разработка проектно-сметной документации с учётом принятия новых нормативно-технических документов. Также специалистам предстоит определить способ утилизации отработанных минеральных вод и сапропелевой лечебной грязи», – сообщили в Министерстве строительства и ЖКХ Коми. Именно это ведомство курирует возведение объекта.
В ведомстве уточнили, что начать разработку проектно-сметной документации планируют в следующем году. Лимиты на разработку утвердят в Госcовете Коми при принятии закона о республиканском бюджете на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг.