В этом году власти республики впервые всерьёз задумались о том, как снизить ущерб, который наносят дорожному покрытию большегрузы.
И подтолкнули чиновников к этому люди из глубинки: два лета подряд жители Зимстана Усть-Куломского района живым щитом перегораживали лесные дороги.В чём суть?
Осваивая делянки, лесозаготовители стараются по максимуму вывезти лес. Поэтому в погожие летние дни, пока грунтовые дороги находятся в нормальном состоянии, тягачи вереницей тянутся в сторону города. Зачастую водители нагружают транспорт сверх нормативов. В итоге после себя караван лесовозов оставляет сломанные мосты и убитые дороги — единственный путь, связывающий сельских жителей в большим миром.
После многократных жалоб власти заявили, что необходимо сохранять грунтовые дороги. Потому с 2022 г. в республике большегрузы больше не будут перевозить лес по дорогам. Глава региона Владимир Уйба предложил вернуться к сплаву: транспортировать древесину по реке. Сплав был очень популярен в Коми в 50-80-х годах прошлого века.
«Больше никакого передвижения большегрузов с лесом в весенне-летний и осенний периоды», – заявил в июле руководитель республики.
Он поручил правительству подготовить изменения в законодательство. К концу августа Минстрой региона опубликовал на портале общественного обсуждения проектов нормативных актов поправки в республиканский закон. Власти заявили, что данная поправка позволит сохранить целостность дорог, а также обеспечить безопасность на трассах региона.
Кто против?
Недавно предложение обсуждали на рабочем совещании в Комитете Госсовета Коми по бюджету, налогам и экономической политике. Инициаторами встречи на площадке парламента выступили крупнейшие лесопромышленные предприятия: «Монди Сыктывкарский ЛПК» и «Севлеспил». Как сказал генеральный директор ЛПК Клаус Пеллер, закрытие дорог негативно скажется на деятельности предприятия, поскольку других способов перевезти древесину у компании нет. Даже если удастся наладить сплав по рекам, это покроет не более 8 % от потребности предприятия. В случае введения ограничений в летний период неизбежно возникнет дефицит сырья, который может привести к частичной остановке производства и сокращению занятости сотрудников.
Как заявил замминистра строительства и ЖКХ Коми Эдуард Слабиков, законопроект согласован с Союзом промышленников и предпринимателей региона, Торгово-промышленной палатой и не направлен на закрытие всех дорог в республике. Его главная цель – обеспечить проезд для местных жителей в муниципалитетах, где ситуация наиболее сложная. Например, в Усть-Куломском районе.
В Министерстве экономического развития и промышленности РК провели оценку регулирующего воздействия законопроекта. Она показала, что решение проблемы предложенным способом не имеет обоснований. Дополнительные ограничения могут привести к потере налогов и рабочих мест, а сырьё будет уходить в другие регионы страны.
Согласны с такой позицией и в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми. В ведомстве подчёркивают, что крупный лесной бизнес не отказывается от соблюдения стандартов перевозок и финансово поддерживает дорожную отрасль региона. При этом наибольший урон дорогам наносят мелкие частные фирмы, которые отправляют в рейс машины с существенным перегрузом.
По мнению первого зампредседателя Госсовета Коми Александра Макаренко, вместо введения новых ограничений необходимо усилить контроль по тем направлениям, которые уже есть. Эта работа должна быть не только со стороны государства, но и бизнеса. Например, предприятия могут установить на въезде весы и не принимать лесовозы, если они перегружены.
«Закрытие дорог ничего не решит, к сожалению. Надо поработать с правительством по этому вопросу и то, что уже есть, довести до ума. Мы выделили деньги на комплексы весового контроля, но они не работают», – сказал Александр Макаренко.
Вице-спикер Госсовета Коми Сергей Артеев считает, что ограничения вряд ли будут способствовать привлечению в регион бизнеса.
«Это поможет развитию промышленности? Нет. Повысится поступление налогов в бюджет? Тоже нет. Лесные предприятия будут стараться перевезти максимальные объёмы древесины в короткий срок, что увеличит нагрузку на дороги и негативно скажется на безопасности», – уверен Сергей Артеев.
Вопрос так и остался открытым.