Разбитое асфальтовое полотно и грунтовка в рытвинах – привычный дорожный пейзаж для Коми. Кто виноват и где взять деньги на ремонт дорог? Есть ощущение, что эти главные вопросы становятся для нашего региона риторическими.
Как ездить и ходить?
Этой осенью жители села Ыб Сыктывдинского района пригласили общественников из Сыктывкара в гости. Да не просто чай попить, а прочувствовать качество сельских дорог.
Село расположено всего в 60 км от региональной столицы. В его окрестностях находятся археологические памятники, уникальное Можжевеловое озеро, Вознесенская церковь, Серафимовский женский монастырь, Финно-угорский этнокультурный парк. Здесь регулярно проходят конференции, общеобразовательные, досуговые и паломнические мероприятия. Одним словом – дорога на Ыб востребована как местными жителями, так и гостями со всей республики, из России и даже из-за рубежа.«Дороги у нас не просто плохие. Они опасны для людей, то и дело здесь кто-то травмируется. Так, недавно ветеран МЧС России Сергей Панюков сломал ногу на усеянной ямами сельской дороге», – рассказал местный житель Прокопий Попов.
Для понимания: Ыб объединяет 13 деревень. Все они обитаемы. Там живут люди, среди которых немало детей и пенсионеров. Ни один год селяне пытаются достучаться до районной администрации и продвинуть тему с дорожным ремонтом. Но денег всегда нет.
Что удивительно: Ыб расположен рядом с федеральной трассой, на которой хорошее дорожное покрытие. Однако ни в одну федеральную программу сельская дорога вдоль Ыба попасть не может, поскольку не имеет статуса, позволяющего войти в проект с федеральной дотацией. Поэтому селянам только и остаётся, что латать дороги всеми доступными средствами, а наиболее глубокие ямы обозначать еловыми ветками.Кому нужна хорошая трасса?
Не лучше состояние дорожного покрытия на дороге Коччойяг – Слудка (она также расположена в Сыктывдинском районе). Здесь остатки цивилизации упорно разбивают большегрузы. Местные жители бьют тревогу и жалуются, что многотонные грузовики, которые ведут разработку карьера в этих местах, вот-вот оставят селян без единственной транспортной артерии.
Люди давно обращают внимание властей на аховое состояние трассы, которую в народе прозвали дырявой дорогой.
«По трассе Коччойяг – Слудка каждый день ездят грузовики. Дорога разбита. А ведь это единственный путь не только для пяти деревень Сыктывдинского, но и 13 деревень Усть-Вымского района. Асфальт в наших краях положили ещё в 1985 г. С тех пор капитального ремонта дороги ни разу не было», – рассказывают местные жители.
Мы уже писали, что минувшим летом вопрос о движении большегрузов по дорогам местного значения поднимали в правительстве Коми. После того как в очередной раз жители села Зимстан Усть-Куломского района живым щитом перекрыли дорогу лесозаготовителям, глава Коми Владимир Уйба запретил вырубать лес близ населённых пунктов. Однако пока такой опыт не систематизирован, а значит, в сохранении дорог большей частью заинтересованы местные жители.
Но есть и хорошие новости. Ремонт трассы Зеленец – Парчег (она тоже проходит по территории Сыктывдинского района) – это, скорее, исключение из правил. Трасса находится рядом: как и дорога Коччойяг – Слудка она примыкает к магистрали республиканского значения Сыктывкар – Ухта.Ранее местные жители неоднократно поднимали вопрос о ремонте пути до Парчега, где проходит школьный автобусный маршрут. Общими усилиями вопрос сдвинулся с мёртвой точки.
Летом на ремонт 11 самых разбитых участков дороги выделили 25,5 млн руб. Деньги поступили из субсидий республиканского бюджета и средств муниципального района. Сейчас ремонт на этом автонаправлении продолжается.