На минувшей неделе Сыктывкарский суд поставил точку в нашумевшем деле о растрате на крупнейшем автотранспортном предприятии столицы Коми.
Следователи доказали незаконный вывод миллионов рублей на счета, а виновные получили реальное наказание.
Смутное время
На Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1 (САТП № 1) Сергея Рукавишникова привёл экс-глава Коми Сергей Гапликов. В 2015 г. Рукавишников стал там директором.
Это выглядело странно, ведь в других регионах страны за управленцем закрепилась сомнительная репутация. Так, например, он возглавлял компанию «Тверьавтотранс». В 2011 г. более 150 предпринимателей, работавших в сфере пассажирских перевозок, написали открытое письмо президенту страны Дмитрию Медведеву. Они тогда заявили, что частников с рынка выдавливают с помощью административных мер и провокаций. Авторы письма обвинили Рукавишникова в захвате рынка, коррупции и давлении на бизнес. Месяц спустя он уволился по собственному желанию.
В нашу республику Рукавишников тоже пришёл с боевым настроем. С 2016 г. на условиях софинансирования власти закупили для САТП № 1 шестьдесят автобусов на газомоторном топливе. А потом директор предприятия публично заявил, что 2017 г. станет революционным для сферы пассажирских перевозок Сыктывкара. И действительно: за годы работы Рукавишникова на должности директора компания показала значительное развитие. В Сыктывкаре появилось мобильное приложение для отслеживания местоположения транспорта онлайн, внедрили бесконтактную оплату проезда и обновили автопарк.
Однако среди сотрудников предприятия зрели протестные настроения. В мае 2017 г. САТП № 1 затрясло. Кондукторы, обслуживающие городские и пригородные рейсы, объявили забастовку. Причиной бунта стали тяжёлые условия труда: увеличение плана выручки, отсутствие официального трудоустройства кондукторов. В итоге прокуратура Коми направила на предприятие проверку.
Весь май 2017-го волнения вокруг этой темы не утихали. А 1 июня около 50 человек вышли на митинг. На Театральной площади Сыктывкара они потребовали отставки руководителя предприятия, официальное трудоустройство и «белую» зарплату.
Протесты на этом не закончились. Спустя четыре дня 85 автобусов, которые работали по договору субподряда, не вышли на городские маршруты. Частники — владельцы автобусов – не могли больше работать, так как предприятие в одностороннем порядке расторгло с ними контракты.
Сколько верёвочке не виться
Постоянные скандалы вокруг автотранспортного предприятия приковали к нему внимание не только властей и прессы, но и следователей. И не зря.
Вскоре Управление Следственного комитета РФ по Коми заявило о возбуждении уголовного дела в отношении Александра Рукавишникова. Изначально его подозревали в растрате 50 млн руб., но потом сумму ущерба существенно сократили.
«Директор автотранспортного предприятия подозревается в коммерческом подкупе в особо крупном размере (ч. 8 ст. 204 УК РФ), – сообщила старший помощник руководителя Управления Следственного комитета РФ по Коми Светлана Коровченко. – По версии следствия, с декабря 2016 г. до августа 2018 г. он получал от предпринимателя (через двух посредников) незаконные денежные вознаграждения. За это он заключал подрядные договоры на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автобусов. За этот период подозреваемый получил 5,9 млн руб.»
Позднее сотрудники силового ведомства установят, что деньги переводили и за невыполненные работы. Организовывать и осуществлять преступные схемы Рукавишникву помогала бухгалтер предприятия Наталья Гайдеек.
Судебные слушания по этому делу длились десять месяцев. Главному обвиняемому грозило до 12 лет лишения свободы. Но своей вины Рукавишников так и не признал. А судья сделал свои выводы из этой истории.
«Суд приговорил Александра Рукавишникова к пяти годам лишения свободы и штрафу в 500 тыс. руб. Его пособница Наталья Гайдеек получила наказание в виде четырёх лет лишения свободы и аналогичный штраф», – пояснила пресс-секретарь СК.
Наказание осужденные будут отбывать в исправительных колониях общего режима.