Рост популярности питбайков, мопедов и скутеров среди подростков в Коми поставил перед властями сложную задачу: как совместить правоприменение с эффективной профилактикой нарушений? Ответом стала комплексная кампания, которая через просвещение и диалог стремится снизить количество случаев, когда дети садятся за руль, не имея на это права.
Рулить по правилам
Всё чаще на улицах городов и посёлков Коми можно увидеть неожиданную картину: за рулём питбайка или мопеда — подросток, чей рост едва позволяет дотянуться до руля. Кажется, родители подарили мечту. Но для сотрудников ГИБДД и медиков это повод для тревоги. В этом году 23 подростка в республике уже поплатились за такую мечту травмами в ДТП.
Статистика рисует картину, которую сложно игнорировать. За девять месяцев 2025 г. инспекторы пресекли 353 случая управления транспортом без прав — почти на пятую часть больше, чем годом ранее. Но куда тревожнее другая цифра: 122 из этих водителей — дети до 16 лет. Их число подскочило сразу на 40 %. Проблема молодеет: за руль всё чаще садятся те, кто в силу возраста просто неспособен в полной мере оценить опасность.
С весны в Коми запустили кампанию под названием «Рули по правилам». В общественной приёмной главы региона собрались инспекторы, учителя, представители спорта, медики, детский омбудсмен, общественники и даже «Совет отцов». Искали комплексные меры и ответ на один вопрос: как остановить опасную игру на дорогах? Главный посыл: питбайк — не игрушка, и родительская ответственность не заканчивается в момент покупки.
Инспекторы ГИБДД вместе с участковыми вечерами обходят дворы, беседуют с семьями, где подростки уже были замечены за рулём.
Однако все эти местные меры упираются в фундаментальную проблему — отсутствие чётких правил.
Техника без статуса
Этим летом депутаты Госсовета региона подготовили предложение на федеральный уровень: жёстко ограничить использование питбайков, разрешив их только на специальных спортивных площадках.
«Питбайки активно используются на дорогах общего пользования, а также на дачных участках. При этом нередко управление осуществляется несовершеннолетними без прав, – пояснил глава комитета по социальной политике Илья Семяшкин. – Отсутствие регулирования создаёт опасную ситуацию: ни техническое состояние питбайков, ни возраст водителей, ни режим эксплуатации никак не контролируются».
Рост числа ДТП и серьёзных травм лишь подтверждает эту тревогу.
«Управы нет на владельцев питбайков. Только принятие специального закона о регистрации, обучении и возрастном цензе станет механизмом, который поможет проблему упорядочить и снизить летальность», — заявил на пресс-конференции по профилактике детского травматизма главный врач Республиканской детской клинической больницы Игорь Кустышев.
Чтобы исправить ситуацию, депутаты Коми предлагают на федеральном уровне ввести обязательную регистрацию питбайков; чётко определить допустимые зоны использования, исключив дороги общего пользования; установить административную ответственность за нарушения.
Если такие инициативы будут приняты, они закроют ключевую оперативную проблему правоохранителей.
«Сегодня основная сложность в том, что питбайки не подлежат регистрации, а значит, их невозможно отследить через дорожные камеры, — поясняет начальник отделения пропаганды БДД УГИБДД по Республике Коми Мария Полякова. — Несмотря на это, ведомство использует систему «Паутина» для контроля ситуации на дорогах, хотя это остаётся сложной задачей».
На специальном заседании в Госдуме в ноябре 2025 г. пришли к выводу, что простого запрета на дороги, которого добиваются в Коми, может быть недостаточно. Нужны системные решения, работающие на упреждение:
- Доступ: запрет продажи питбайков и бензина несовершеннолетним без справки из мотошколы.
- Ответственность: резкое увеличение штрафов для родителей, вплоть до привязки к стоимости техники.
- Регулирование: разработка специального ГОСТа или техрегламента для контроля оборота.
Но любые, даже самые совершенные законы будут бесполезны, если не изменится поведение детей, жаждущих адреналина, и взрослых, покупающих им эту опасную мечту.
«Пластырь» для отношений
Почему умные, любящие взрослые идут на такой риск?
«Мотивация обычно на поверхности: порадовать ребёнка, поддержать активность, — говорит психолог центра «Про Жизнь» Наталья Зотикова. — Но за этим часто стоит недооценка рисков. Тот же питбайк воспринимается как более крутой велосипед, а не как полноценное транспортное средство, требующее навыков и ответственности».
Эксперт отмечает, что дорогой подарок может выполнять роль «пластыря» в отношениях. Чувство вины из-за вечной занятости, эмоциональная дистанция, недостаток внимания — всё это некоторые родители пытаются компенсировать статусной техникой.
«Для подростков питбайк или скутер — это символ взросления, независимости и способ заявить о себе в кругу сверстников», — добавляет психолог.
Цена популярности
Актуальность темы подтверждается общероссийской статистикой. По данным Научного центра безопасности дорожного движения, только за 9 месяцев 2025 г. в России в ДТП погибли почти 170 подростков от 14 до 18 лет. По вине несовершеннолетних водителей произошло более 3 тыс. аварий (на заседании в Госдуме было озвучено, что за 9 месяцев за рулём питбайков погибли 23 ребёнка, ранены 753).
Параллельно растёт рынок. В 2025 г. в стране продано уже более 15 тыс. питбайков.
Пока взрослые будут видеть в питбайке лишь модный гаджет, а дети — способ выделиться, статистика аварий и смертей будет расти.
ГИБДД сообщило подробности смертельного ДТП на трассе в Коми
В Коми иностранца осудили за попытку дать взятку сотруднику ГИБДД
Пройди викторину ГИБДД и получи призы от «АиФ-Коми»
В Ухте 85-летняя пассажирка на ходу выпала из машины
Безопасные дороги детства. Как создают новую культуру поведения на дорогах