Тревожная статистика детского дорожного травматизма в Коми заставляет задуматься каждого: что мы делаем не так? Почему, несмотря на все уроки и лекции, цифры продолжают расти? Как исправить ситуацию? На эти сложные вопросы отвечает начальник Управления Госавтоинспекции МВД по Республике Коми Александр Романов.
Водитель, сбавь скорость!
– Александр Юрьевич, цифры пугают: рост ДТП с детьми на 24 % за 9 месяцев. С чем вы связываете такой скачок? И почему негативный тренд (плюс 27 % за три года) сохраняется, несмотря на всю профилактическую работу?
– В ДТП с участием детей всё же в 67,5 % случаев виноваты водители. Выбор скорости, которая не соответствует дорожным условиям, лихачество на обгонах, проезд на красный — вот главные причины. Создаётся впечатление, что многие разучились чувствовать автомобиль как источник смертельной опасности. А когда в салоне ребёнок, эта беспечность становится преступной.
– Рост детского травматизма отмечен в 11 районах республики. Есть ли разница в причинах ДТП в крупных городах и в сельских районах?
– Безусловно, география влияет. Наибольшее количество ДТП фиксируется в Сыктывкаре и Ухте – это логично, здесь самая высокая интенсивность движения. Если говорить о типах аварий, то почти 38 % (231 ДТП) – это наезды на пешеходов, ещё 29 % (178 ДТП) – столкновения транспортных средств.
– Замечаете ли вы сезонные закономерности?
– Да, статистика показывает чёткую картину. Для пешеходов самый опасный период – осень, с сентября по ноябрь. А вот аварии с велосипедистами (16 % – 99 ДТП), как и следует ожидать, носят сезонный характер с пиком с мая по сентябрь.

– Какие виды дорожных аварий чаще всего приводят к гибели детей?
– За последние пять лет при столкновениях транспортных средств погибли семь детей (это 50 % от всех случаев дорожных аварий с гибелью детей), один ребёнок погиб при опрокидывании транспортного средства, ещё трое – в результате съезда с дороги, от наезда на велосипедистов погибли три человека, ещё один несовершеннолетний пешеход скончался из-за наезда автомобиля.
– Часто ли к ДТП с детьми приводит плохая дорожная инфраструктура – неработающие светофоры, разметка, нехватка тротуаров? Принимает ли Госавтоинспекция сигналы от граждан на эту проблему?
– Отдельной статистики по детским ДТП именно из-за недостатков инфраструктуры мы не ведём – такие данные требуют специального подсчёта. Однако проблема однозначно существует. Например, за зимний период 2024-2025 гг. в 111 дорожных происшествиях по республике был зафиксирован сопутствующий фактор неудовлетворительного зимнего содержания дорог. Всего же за этот период произошло 323 ДТП, в которых погибли 33 человека и 447 получили травмы.
Мы активно работаем с этим направлением: с начала года возбуждено 82 административных дела по ст. 12.34 КоАП РФ в отношении дорожных служб, выдано 69 предписаний об устранении нарушений и проведено более 200 профилактических мероприятий. Сигналы от граждан принимаются и становятся поводом для проверок.

– Бывают ли причиной ДТП с подростками современные гаджеты: наушники, смартфоны, которые отвлекают и за рулём, и при переходе дороги? Как бороться с этой цифровой опасностью?
– Указанные причины не фиксировались на территории региона. ДТП, в которых усматривается неосторожное поведение ребёнка, – это чаще всего невнимательность и спешка.
– Страдают и дети-пассажиры. Часто ли родители игнорируют правила перевозки?
– В 40,5 % ДТП травмы получают дети-пассажиры. С начала года восемь детей пострадали именно потому, что водители проигнорировали требование к перевозке несовершеннолетних с использованием автокресла или ремней безопасности. Отсутствие осознанности своих поступков, невнимательность на дороге и пренебрежение к возможным рискам — вот что приводит к трагедиям.

– Кого вы считаете самым уязвимым участником дорожного движения в Коми? Это младшие школьники или ребята на велосипедах, например?
– Если говорить о статистике за последние пять лет, то почти половина (43,7 %) пострадавших детей являлись пассажирами, 31,6 % – пешеходами, 17 % – велосипедистами, 7,6 % – водителями механических транспортных средств. При этом наибольшая часть погибших детей (78,6 %, или 11 чел.) являлись пассажирами.
Питбайк – не игрушка
– Считается, что именно дети-водители – наиболее активные участники, которые сами создают аварийные ситуации.
– За последние пять лет с участием детей-водителей произошло 54 ДТП, в которых один ребёнок погиб и 54 получили травмы. Чаще всего это подростки в возрасте от 12 до 15 лет, не имеющие ни опыта, ни права управления транспортными средствами. В этом году из 22 ДТП с данной категорией детей семеро управляли мототехникой или приравненными к ней транспортными средствами, ещё семеро – питбайками, по трое – мотоциклами и автомобилями, также было два водителя квадроциклов.
– Что эффективнее в работе с ними: ужесточение наказаний или усиление профилактики?
– Основной мерой является профилактика. В нашем обществе стало популярно не проводить время с ребёнком, а замещать его дорогими подарками. Покупка питбайка – это дорогостоящая и статусная покупка сама по себе, но это экономия на безопасности ребёнка.
– Если подросток сел за руль мопеда или скутера без прав, что грозит родителям и ему самому?
– Закон в этом случае предусматривает ответственность для обеих сторон. Если подросток в возрасте от 16 лет управляет транспортным средством без соответствующего права, ему грозит административный штраф от 5 до 15 тыс. руб. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ. Транспортное средство при этом задерживается и помещается на специализированную стоянку. Для родителей, передавших ему управление, ответственность ещё строже – штраф составляет 30 тыс. руб. по ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ.

– Насколько часто выявляются такие случаи?
– За последние девять месяцев наши сотрудники пресекли 353 случая управления транспортом несовершеннолетними без прав – это на 55 инцидентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. По каждому такому факту мы не только составляем административные материалы на самого подростка, но и обязательно информируем комиссию по делам несовершеннолетних. За этот период направлено 400 рапортов для привлечения родителей по статье о неисполнении воспитательных обязанностей, составлено 39 протоколов в отношении законных представителей.
Новый язык безопасности
– Профилактическая работа в школах ведётся по планам, но статистика ухудшается. Значит ли это, что старые форматы устарели? И как вы относитесь к использованию мобильных приложений и игровых форматов в обучении ПДД?
– Вы правы – простое информирование уже не работает. Наша главная задача сегодня – не просто рассказать правила, а воспитать осознанное отношение к безопасности, уважение к законам дороги.
Современные дети живут в цифровом мире, и без передовых технологий в обучении не обойтись. Уже несколько лет школьники успешно принимают участие в онлайн-олимпиаде на платформе Учи.ру, где в цифровом формате дети изучают ПДД.
Созданный Региональный ресурсный центр «Школа детской безопасности» как раз нацелен на формирование новой образовательной среды, где будут применяться интерактивные форматы, которые действительно увлекают детей. Конечная цель – сформировать у учащихся не просто знания, а настоящую культуру безопасного поведения на дороге.

– Как вы оцениваете качество подготовки новых водителей в автошколах?
– На территории республики 62 организации разных форм собственности осуществляют образовательную деятельность по подготовке водителей транспортных средств.
С 1 апреля 2024 г. вступили в силу важные изменения в правилах допуска к управлению транспортными средствами (Федеральный закон от 10.07.2023 N 313-ФЗ), проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений.
Управление Госавтоинспекции МВД по Республике Коми ведёт рейтинг автошкол республики, в том числе по количеству ДТП, которые совершают «выпускники» в течение первых двух лет водительского стажа. Указанную статистику можно посмотреть на сайте госавтоинспекция.рф в региональном разделе.
– Какой самый главный совет вы бы дали подросткам, которые садятся за руль мопеда или скутера?
– Хочу донести до каждого подростка: транспортное средство – это не аксессуар для создания имиджа, а источник повышенной опасности. Ключевое качество водителя – ответственность за каждое своё решение на дороге. Если вы действительно стремитесь к взрослости, начните с самого взрослого поступка – пройдите профессиональное обучение и получите водительское удостоверение. Нужно помнить, что это не просто формальность, а инвестиция в будущее – возможно, даже первый шаг к будущей профессии.
– Появились ли новые виды нарушений за последние пару лет, связанные именно с молодёжью? Например, зацепинг, споры на каршеринговых самокатах или погони за блогерами для сторис?
– К счастью, такие опасные тренды пока не получили у нас массового распространения. Но мы внимательно изучаем опыт коллег из других регионов, где уже научились эффективно бороться с подобными нарушениями. Например, в Чувашии успешно пресекают деятельность нелегальных уличных гонщиков.
От скейт-парка до автогородка
– Есть ли в планах создание в Сыктывкаре специальной площадки – автогородка, где подростки могли бы на практике изучать ПДД на велосипедах, самокатах, мопедах?
– Этот вопрос мы активно прорабатываем. Уже сейчас в мкр. Орбита работает современный скейт-парк, где инспекторы Госавтоинспекции регулярно общаются с молодёжью и проводят профилактические беседы. Во всех школах региона есть мобильные автогородки для практических занятий. А недавно глава республики поддержал наше предложение о возможности открытия мотосекций на базе спортивных школ региона с целью привития подросткам культуры соблюдения правил безопасности при управлении мототехникой.
– Как вы относитесь к идее привлекать подростков-нарушителей (с согласия родителей) к социальной работе – например, к беседам с пострадавшими в ДТП или помощи в организации мероприятий по безопасности?
– Считаю, что идея отличная! Указанную практику мы предложили Министерству образования и науки Республики Коми. Первый опыт реализации уже был в одной из столичных школ, где несовершеннолетний пешеход – нарушитель, совместно с сотрудниками Госавтоинспекции участвовал в профилактических мероприятиях вблизи пешеходного перехода у школы, в беседах с учениками начальной школы, самостоятельно подготовил агит-плакат о важности соблюдения ПДД.
– Есть ли практика привлечения самих родителей – например, «родительских патрулей» у школ – к контролю за соблюдением ПДД? Или это исключительно задача инспекторов?
– С ноября 2017 г. мы начали работу по созданию и функционированию инициативных групп граждан «Родительский патруль» в одной из столичных школ. В 2020 г. таких групп на территории Республики Коми было уже больше 200, сейчас их более 370. «Родительский патруль» совместно с педагогами, волонтёрами и представителями общественности осуществляют рейдовые профилактические мероприятия по контролю за соблюдением детьми Правил дорожного движения. Информация по выявленным фактам нарушений доводится до заместителей руководителя образовательных организаций по воспитательной работе для принятия профилактических мер.
– Что лично для вас стало самым неожиданным в поведении современных подростков на дорогах?
– Подростки очень хорошо знают о современных средствах передвижения, проявляют к ним интерес, стараются использовать в повседневной жизни, на достаточно профессиональном уровне умеют устранять неполадки. Это не может не радовать. Но в силу возраста детям порой сложно разобраться в правовых основах использования «новых гаджетов». И тут на помощь, без сомнения, должны прийти взрослые. Мало купить или подарить ребёнку модный питбайк, родителю важно сначала разобраться, насколько это безопасно. Где ребёнок будет его использовать? И с какой целью? И самым правильным ответом будет – занятия в мотосекции и мотошколе.
Цена спокойствия
– Как родитель (или как дядя/старший друг), какие правила в своей семье или в кругу младших родственников вы считаете незыблемыми? Поделитесь личным опытом.
– Сухомлинский говорил: «Не воспитывайте детей, они всё равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя!» Родители – главный пример в соблюдении любых правил. Если взрослый позволяет себе переходить дорогу в неположенном месте, знайте – ребёнок будет делать так же. Если не использовать ремни безопасности в автомобиле («нам недалеко ехать»), убедить ребёнка, что во время поездки он должен находиться в автокресле, будет сложно. Любое большое дело начинается с мелочей. В вопросе обеспечения детской безопасности для родителя не должно быть компромиссов, каждое маленькое правило в семье должно стать законом.

– Каким позитивным изменением в поведении детей на дорогах за последний год вы могли бы гордиться?
– Есть результат, который действительно нас радует: уже несколько лет подряд сокращается число ДТП с детьми-пешеходами. В этом году количество наездов на несовершеннолетних на пешеходных переходах уменьшилось на 23,1 %. Это заслуга не только инспекторов, ежедневно работающих с детьми и водителями, но и педагогов, журналистов, дорожных служб. За последние пять лет мы проделали большую работу: привели пешеходные переходы в соответствие с ГОСТами, обновили разметку, установили светофоры, освещение и ограждения. Например, в Усинске уже появились проекционные «зебры», а в ближайших планах – оснастить такими же современными переходами Сыктывкар и Ухту.
– Работа, связанная с детским травматизмом, – это огромный стресс. Как справляетесь?
– Ни один нормальный человек не может оставаться равнодушным к детской боли. ДТП, в которых погибли дети, не забываются никогда. Я, наверное, не обману, сказав, что дорожные происшествия с гибелью ребёнка самые тяжёлые. И это могут подтвердить и коллеги из других служб: скорой помощи, МЧС. Но именно ликвидация подобных происшествий, детальный разбор ошибок, которые совершил водитель, мотивируют на дальнейшую работу. Каждое предотвращенное нарушение, каждый водитель, отстранённый от управления в состоянии опьянения, каждый ребёнок, усвоивший правила безопасности, – это наша победа. Девиз Госавтоинспекции - «Уважение. Профессионализм. Ответственность». Он ярко свидетельствует о том, что главная цель каждого сотрудника - сберечь жизнь человека на дороге.
Напоминаем, что ранее стартовала викторина «Юный водитель Коми». Тест можно пройти по ссылке.
УАЗ «Патриот» улетел в кювет в Коми
В Коми автомобиль сбил перебегавшую дорогу по переходу 13-летнюю девочку
ГИБДД предупреждает о похолодании до минусовых температур в Коми