Количество ДТП с участием несовершеннолетних водителей выросло в разы. Недавний случай в Эжве, где 15-летний подросток, управляя мотоциклом, получил закрытый перелом голени, а его 14-летний пассажир заработал черепно-мозговую травму и сотрясение мозга, стал ещё одним аргументом в пользу ужесточения правил дорожного движения.
Обязать учиться
В 2024 г. на территории республики зарегистрировано 136 ДТП с участием детей до 16 лет, что на 7,9 % больше, чем годом ранее (126 случаев). В этих авариях погибли два ребёнка, 151 несовершеннолетний получил травмы. Тревогу вызывает рост ДТП с юными водителями питбайков и квадроциклов – это больше 30 % от общего числа дорожных происшествий с участием школьников. За последние пять лет количество таких аварий увеличилось в разы. Если в 2019 г. их было три, то в 2024 г. – 19. А с начала 2025 г. уже произошло три аналогичных происшествия. Несовершеннолетние водители велосипедов и электросамокатов тоже регулярно попадают в ДТП. По официальным данным, в прошлом году с их участием было 22 дорожные аварии.

«С первыми тёплыми днями дети массово выезжают на улицы, но многие не знают ПДД и не осознают риски, – говорит начальник отделения пропаганды республиканской Госавтоинспекции Мария Полякова. – Родители часто сами приобретают детям технику, но забывают о контроле и обучении. Питбайки, квадроциклы и даже велосипеды – это источники повышенной опасности. С каждым годом мы фиксируем больше аварий с летальным исходом. До 90 % случаев можно было избежать при должном внимании со стороны родителей».
В Госавтоинспекции отметили, что в республике не произошло ни одного ДТП с участием подростков, имеющих водительские права на мототехнику. В 16 лет дети после обучения в автошколе и успешной сдачи экзаменов в Госавтоинспекции могут получить удостоверение категории «М». Оно разрешает управлять мопедом и скутером (объёмом двигателя до 50 см3), а также лёгким мотоциклом (объёмом двигателя до 125 см3).

В связи с этим в Коми предложили ввести обязательные права для водителей питбайков.
«Считаю, что эту проблему нужно решать не только в нашей республике, но и на федеральном законодательном уровне. Нужна не только обязательная регистрация питбайков в ГИБДД, но и водительские права для тех, кто ими будет управлять. В противном случае ребёнок-водитель представляет реальную угрозу для себя и окружающих. И недавний случай в Эжвинском районе – наглядный тому пример», – заявил главврач Республиканской детской клинической больницы Игорь Кустышев.
Аварии с участием мотоциклов часто имеют тяжёлые последствия. Около половины всех травм приходится на голени, лодыжки, бёдра и колени. Самые тяжёлые травмы, полученные в мотоавариях, – травмы головы и груди.
СИМ, помедленнее!
Езду на питбайках и квадроциклах предпочитают подростки в сельской местности, а городские – всё чаще пользуются электросамокатами, гироскутерами, моноколёсами. В 2024 г. в республике произошло четыре аварии с участием арендованных электросамокатов. Пострадали три ребёнка, в одном случае жертвой СИМ (средства индивидуальной мобильности) стала женщина-пешеход.
По данным статистики, самым частым нарушением среди пользователей СИМ становится неспешивание перед пешеходным переходом. Нарушают это правило как дети, так и взрослые. На втором месте – езда вдвоём.
Сейчас владельцам и арендаторам средств индивидуальной мобильности разрешено разгоняться до 25 км/ч. Но уже не первый год скорость планируют ограничивать. На портале общественных обсуждений опубликован проект постановления администрации Сыктывкара, который утверждает новые правила пользования средствами индивидуальной мобильности в городе. Если поправки одобрят, скорость уменьшат до 10 км/ч. Документ также указывает, что в местах, где нельзя будет ездить на самокатах, а также на территориях, по которым можно будет передвигаться на пониженных скоростях, должны будут появиться специальные дорожные знаки. Кроме того, в городе появятся 29 парковочных мест для СИМ, а в дни массовых мероприятий могут ввести запрет использования двухколёсного транспорта в местах скопления людей.
Городские власти считают, что введение новых правил позволит повысить безопасность на дорогах и тротуарах, а также создать более комфортные условия для всех участников движения.