Школа теряет лицо. Когда закроют учебное заведение в деревне Верхний Воч?

Из 79 деревенских ребятишек 24 – ученики 5-11 классов. На учёбу их возят в Нижний Воч. © / Максим Кимерлинг / АиФ

Так уж сложилось, что дет­ские сады и школы в сёлах, деревнях Коми стали гарантом существования населённых пунктов. Пока образовательное учреждение работает – село будет жить, отсюда не уедет молодёжь.

   
   

А потому новости о любой реорганизации учреждений образования или медицины настораживают местных жителей. Так вышло в деревне Верхний Воч Усть-Куломского района.

Курс на укрупнение

Почти круглый год деревня отрезана от райцентра: сотни километров бездорожья и речных переправ отделяют её от цивилизации. До ближайшего населённого пункта – села Нижний Воч – всего 7 км, но дорога находится в аварийном состоянии.

«После Нового года нам сообщили, что деревенскую начальную школу реорганизуют: её лишают статуса юридического лица и присоединяют к одиннадцатилетке в Верхнем Воче, – рассказала одна из мест­ных жителей. – Нас это сразу насторожило. Неужели нашу школу хотят закрыть? Если же деревенская школа сохранит отдельное юрлицо, то по закону оптимизировать (закрыть) её будет непросто».

Беспокойство деревенских жителей имеет основание: в прошлом году по такой же схеме здесь закрыли единственную библиотеку. Много лет библиотечный филиал был местом встреч маленьких и взрослых читателей. В её стенах проводили общественные мероприятия, устраивали праздники, учили пенсионеров компьютерной грамоте. Но, увы, экономическая сторона вопроса взяла верх над культурной и образовательной – сельский храм знаний заперли на замок. И это при том, что деревня считается перспективной.

«Сегодня в Верхнем Воче проживают 250 человек. Мест­ные жители в основном работают на лесозаготовке. Каждый год здесь строят новые дома, в деревне есть клуб, – рассказал глава сельского поселения «Нижний Воч» (в это же поселение входит и деревня Верхний Воч - Авт.) Николай Морохин. – У нас много молодёжи, ребята имеют семьи и намерены остаться жить на родной земле».

Из 79 деревенских ребятишек 24 – ученики 5-11 классов. На учёбу их возят в среднюю школу в Нижний Воч. А в деревенской начальной школе сегодня обучаются 12 учеников. Детсада нет, но десяток ребятишек ходят в дошкольную группу, а осенью они пойдут в первый класс.

   
   

Ликвидации не будет?

Нижневочинцы опасаются: если школу закроют, то в село будут возить не только старших ребят, но также учеников 1-4 классов и дошколят-подготовишек. А они категорически против этого. Деревенским детям до средней школы в селе Верхний Воч добираться 7 км. Казалось бы, близко. Но весной и осенью в распутицу дорога становится совершенно непролазной. И школьников возить просто опасно.

Поэтому в вопросе с начальной школой нижневочинцы решили взять инициативу в свои руки и написали открытое письмо на имя главы Коми Сергея Гапликова.

«Если нормальных условий для обучения детей не будет, это приведёт к опустошению и исчезновению деревни. Школа – это будущее деревни. К тому же школьное здание используют для проведения массовых мероприятий. К примеру, таких, как выборы, встречи, сходы», - говорится в обращении. Его  подписали 183 человека.

В администрации Усть-Куломского района уверяют, что нижневочинцы переживают напрасно. Речь о закрытии деревенской школы ни сейчас, ни в перспективе не идёт.

«Объединение школ и их слияние в одно юрлицо — это часть программы оптимизации, которая проходит во всех государственных сферах региона уже не первый год, – сообщила начальник районного управления образования Оксана Лебедева. – Закрывать школу в Нижнем Воче мы не планируем. Здесь в одном здании учатся школьники 1-4 классов. Тут же организована группа краткосрочного пребывания для дошколят».

Однако на 28 февраля местные жители уже запланировали деревенский сход. На него пригласили представителей районной администрации.

Только  цифры

По данным Минобрнауки Коми, большая часть школ в республике – 190 из 344 – расположены в сёлах и деревнях. Причём 109 школ (30%) – малокомплектные. В ведомстве считают, что главная проблема образовательных учреждений на селе – это износ зданий и их низкая наполняемость детьми. Так, в 11 сельских школах Коми обучается менее десяти детей, в 75 школах – от 10 до 50, в 74 сельских школах – от 51 до 100.

Обучение одного сельского школьника обходится государ­ству чуть ли не в два раза дороже, чем городского. Средний объём бюджетных расходов на одного городского учащегося в день 58,2 руб., на сельского – 104,1 руб., а на учащегося малокомплектной школы – 149,7 руб.

Смотрите также: