Так, жители с. Большая Пысса Удорского района давно привыкли, что осенью и весной дорога до райцентра превращается в непроходимое месиво.
Но октябрь 2018 года селяне, пожалуй, запомнят надолго. И пока на космодроме «Плесецк» запускают ракету-носитель «Союз-2», в Коми, в глубинке, люди отрезаны от цивилизации.
Победил систему
Большая Пысса расположена в 113 км от райцентра. Дорогу Кослан – Большая Пысса местные называют не иначе, как «Коми-трофи»: добраться до села можно только на полноприводном внедорожнике. На легковушке в эту сторону не проедешь – дорогая грунтовая, и техника нещадно вязнет в грязи, глохнет.
Деревенские – люди неприхотливые. На комфортабельные машины не претендуют. Радуются зиме, потому что дорога в это время года хорошая. Однако, садясь в рейсовый автобус, запасаются целлофановыми мешками. Дорога до Пыссы занимает три-четыре часа, и «санитарный пакет» вполне может пригодиться. В остальное время года ситуация ещё хуже.
«Трасса жизни» год от года становится всё более непроезжей, а самое слабое место на ней – мосты и водопропускные сооружения. Их на дороге до Пыссы несколько десятков, и чуть ли не все они аварийные. Деревянные опоры сгнили, многие из них обрушились.
«Срок выполнения работ был – до 31 декабря 2014 года. Но к октябрю 2016 года работы выполнили лишь на треть», – констатирует Альберт Логинов.
И вот два месяца назад дорожники принялись за ремонт ещё четырёх мостов.
Казалось бы, депутат добился своего и заставил тех, кто должен думать о людях, повернуться к ним лицом. Но радости жителям села пока это не принесло. Дело в том, что большегрузы, которые с сентября ежедневно подвозят стройматериалы для ремонта мостов, в конец разбили и без того ужасные трассы.
«Мы не можем выехать в райбольницу – машина застревает. Рейсовый автобус, который ходил к нам раз в неделю, отказался ездить», – рассказала одна из местных жительниц.
Заложниками ситуации также оказались жители населённых пунктов Мелентьево, Мучкас, Патраково, Политово, Малая Пысса и Латьюга.
А терпеть придётся ещё как минимум два месяца: дорожники обещают завершить ремонтные работы только к Новому году. И лишь тогда индивидуальный предприниматель, который осуществляет еженедельные рейсы до Пыссы и обратно, выпустит автобус на линию. А пока пазик после неудачного штурма бездорожья стоит «на приколе».
Болевые точки
В аналогичной ситуации оказались жители всего Удорского района. Единственная автомобильная дорога, связывающая удорчан и жителей усть-вымского пос. Вежайка с внешним миром, сейчас непроезжая.
«Машины увязли в грязной жиже. На легковых вообще не проехать, но даже полноприводные машины беспомощно буксуют в грязи. На прошлой неделе, когда я возвращался из Сыктывкара, застрял тут. Пришлось ночевать в машине, ожидая помощи», – говорит житель с. Кослан Василий Бушенев.
Несмотря на знаки ограничения для автомобилей массой свыше 8 т, 35-тонные большегрузы в круглосуточном режиме перевозят с карьера гравий и песок. Неудивительно, что на дороге появились глубокие ямы и колеи.
Кстати
В 2019 году федеральные власти готовы увеличить субсидии на развитие сети сельских дорог по программе «Устойчивое развитие сельских территорий» в республике. На эти цели за два года предполагают направить 227,3 млн рублей.
Смотрите также:
- В заложниках у стихии. Столь дождливого лета в Коми не было с 2015 г. →
- На краю земли. Как живут и выживают люди у подножия Уральских гор →
- 4 августа в Коми горело три автомобиля →