Сельский блокпост. Жители Зимстана перекрыли единственную дорогу

Вывоз древесины по дороге приостановили до наступления зимы. © / Владимир Лодыгин / Из личного архива

В селе Зимстан Усть-Куломского района живут настоящие патриоты своей малой родины. Селяне восстали против предпринимателей, которые не первый год «убивают» единственную дорогу.

   
   

Живой щит

Для большинства сельских поселений Коми одной из главных проблем является состояние дорог. В Усть-Куломском районе своя специфика: многие сёла и деревни отрезаны от большой земли не только плохими дорогами, но и реками. А потому вопрос транспортной доступности стоит здесь весьма остро.

 О многострадальной дороге Усть-Кулом – Керчомъя – Дзель в республике знают давно. Отремонтировать 70 км грунтовки глава пос. Зимстан Владимир Лодыгин просил руководившего тогда Коми Вячеслава Гайзера ещё в 2013 г. Но управленец не услышал глас народа. В 2015 г. с такой же просьбой сельский глава выходил на Сергея Гапликова, а потом в открытом письме на президента Владимира Путина. Но всё тщетно.

Год назад из-за продолжительных дождей участок дороги на 25-м км и вовсе смыло водой. Тогда дорожники восстановили проезжую часть. Нынешнее лето выдалось сухим, но дорога стала только хуже. Виной тому лесозаготовители.

«Нас не устраивает, что лесовозы постоянно разбивают дорогу. Даже в этом году, несмотря на сухое лето и сентябрь, постоянно образуется колея. А после дождей дорога вообще становится непроезжей – легковые автомобили постоянно застревают, а скорая преодолевает 70-километровый участок от Зимстана до Усть-Кулома за 2,5 часа. Куда это годится?! – возмущён глава села Лодыгин. – Мы регулярно фиксируем нарушения и сообщаем об этом в ГИБДД, в управление автомобильных дорог Коми, а толку нет».

Лесовозы постоянно разбивают дорогуФото: pixabay.com/ pixabay.com

В начале сентября грейдеры сравняли дорогу. Но вслед за дорожной техникой поехали лесовозы. После себя они оставили месиво из песка и глины.

Доведённые до отчаяния жители Зимстана встали живым щитом и перекрыли дорогу лесовозам, доставляющим сырьё на предприятие «Монди Сыктывкарский ЛПК». На подъезде к селу выстроилась вереница из 20 большегрузов, гружённых северным лесом. Тягачи оказались заблокированы. Водители лесовозов, ставшие невольными заложниками, высказывали в адрес сельчан угрозы, грозились, что долго терпеть не будут и в какой-то момент «переедут их». Но к заградительному КПП подоспели сотрудники ДПС и ППС, обошлось без трагедии.

Мятежный дух глубинки

Только после блокировки дороги живым щитом власти Коми обратили внимание на дорожную проблему Зимстана. Руководитель администрации главы Коми Дмитрий Самоваров, министр строительства и дорожного хозяйства региона Андрей Некрасов и его заместитель Эдуард Слабиков, глава администрации Усть-Куломского района Сергей Рубан, а также представители подрядной организации «Лессервис», ведущей лесозаготовку, приехали на переговоры с жителями посёлка. 

 На встрече чиновники приняли решение приостановить вывозку древесины до наступления зимы и ввели ограничение на проезд по дороге автомобилей весом свыше 10 тонн.    
   

«В ближайшее время будет сформирована рабочая группа, в которую войдут дорожные эксперты и местные жители. Они определят нуждающиеся в первоочередном ремонте участки дороги. Это около 10-12 км дорожного полотна, – рассказал Сергей Рубан. – После этого начнётся подготовка сметной документации и включение данных участков в планы дорожного ремонта на 2021 г.»

Руководитель Усть-Куломской администрации также отметил, что похожая ситуация по состоянию дорог складывается в направлении посёлков Тимшер и Белоборск. В Тимшере сейчас идёт ремонт 1,7 км наиболее сложных участков дороги. Посильную помощь в ремонте также окажут предприниматели. В Белоборске, кроме самой дороги, особые опасения вызывает аварийное состояние моста через реку Ын. Местные власти готовят  ходатайство на выделение денег из республиканского бюджета на решение этой проблемы.

В Тимшере сейчас идёт ремонт 1,7 км наиболее сложных участков дороги. Фото: pixabay.com/ pixabay.com

Кстати

Прокуратура Койгородского района подала судебный иск на региональное управление автомобильных дорог.

 Камнем преткновения стали 80 км автодороги республиканского значения Визинга – Кажым. По оценкам экс­пертов, именно здесь – с 55 км по 136 км – с 2018 год по 2020 год произошло 30 ДТП. Причиной многих аварий стало ненадлежащее состояния дороги, повсеместные выбоины и неровности. Работы по ремонту и устранению повреждений трассы долгое время здесь не проводили.

Прокурор Койгородского района хочет обязать Управление автомобильных дорог республики в срок до 1 ноября 2021 г. отремонтировать наиболее проблемные участки дороги.