Много веков назад христиане, которые не согласились с церковными реформами Никона, бежали от новой веры на берега реки Печоры. Удалённость от центра, непроходимая тайга и множество речных преград сделали места нынешнего Усть-Цилемского района неприступным оплотом староверов.
Надо глубже!
Дело в том, что единственная в районе дорога, соединяющая десяток сёл и деревень с Большой землёй, оказалась в аварийном состоянии. Многочисленные провалы грунта, слои глины и болотистые места вышли на поверхность дорожного полотна в течение одной недели. «Убить» грунтовку умудрились многочисленные фуры, которые перевозят продукты и хозтовары в граничащий с Усть-Цилемским районом регион – Ненецкий автономный округ.
На протяжении веков река Печора является главной водной транспортной артерией в Коми и НАО. Шесть месяцев в году – с мая по октябрь – все товары (в том числе стройматериалы, технику и топливо) в Заполярье перевозят на судах по Печоре. Однако в этом году лето выдалось жарким, дождей было мало. В итоге к середине августа в большинстве судоходных рек Республики Коми уровень воды упал сначала до критической отметки, а потом ещё ниже. Но в администрации Усть-Цилемского района уверены, что в обмелении реки виноваты не только дожди.
«Последние тридцать лет дноуглубительные работы на реке не проводились. В советские времена на Печоре постоянно работал земснаряд – чистили и укрепляли берега, строили причалы, – рассказали в сельской управе. – Сегодня всё это в прошлом. Намываются песчаные косы, отмели и перекаты. Как результат – период навигации из-за обмеления реки укорачивается, эффективность эксплуатации Печоры сильно снизилась. Летом (а это основное время для завоза товаров на длинную зиму в Заполярье) Печора стала труднопроходимой для барж».По подсчётам речников, чтобы привести реку в порядок, нужно поднять с печорского дна не менее трёх миллионов кубометров грунта и песка! Речь идёт о вложениях на миллиарды рублей.
«Для нашего района, даже для республики, эта финансовая ноша просто неподъёмная. Нужно привлекать федеральные средства. И мы постоянно продвигаем этот вопрос на федеральных встречах, но отклика пока не встретили».
Миллиард на дорогу
Так, с 12 августа участок Печоры (это более 30 км по воде), проходящий по территории Усть-Цилемского района, стал несудоходным. В итоге грузы в Нарьян-Мар повезли уже по суше, но по территории всё того же Усть-Цилемского района.
Вторая дорога – это зимник в 30 км местного значения, от Хабарихи до переправы к селу Среднее Бугаево.
Обе дороги не ремонтировали уже 30 лет. Они морально устарели. Чтобы выровнять испорченную грунтовку – пройтись грейдером, засыпать ямы – хватит 2-3 млн руб. А вот на капитальный ремонт автодороги протяжённостью в 70 км, потребуется 1 млрд руб. (сумма равна годовому бюджету Усть-Цилемского района). Понятно, что для муниципалитета эта сумма огромна.
При въезде на эти дороги установлены предупреждающие знаки: грузоподъёмность не более 15 и 5 т. Однако вес фур, которые везут в НАО прежде продукты, часто достигает 30 т!
«Мы понимаем, что в соседнем регионе живут такие же граждане страны (население НАО – 44 тыс. человек. – Ред.). Но получается, что дорогу бьют машины соседей, а ремонтировать её нам. В итоге страдает наше население», – говорит Николай Канев.Жители Усть-Цилемского района обратились к соседям с просьбой поправить дорожное полотно, испорченное тяжеловозами. Но в Департаменте транспорта и дорожного хозяйства НАО отказались это делать, сославшись на то, что указанная дорога не входит в реестр зарегистрированных на территории округа. А это значит, что оснований тратить бюджетные деньги НАО на ремонт принадлежащей Коми дороги у заполярного региона нет.