Получить водительские права в 18 лет — первый серьёзный шаг во взрослую жизнь. О том, с какими трудностями сталкиваются современные юные водители, как изменились методы их обучения и почему одних лишь часов в автошколе бывает недостаточно, мы поговорили с заместителем директора сыктывкарской «Автошколы № 1» Александром Михайловым.
Битва с нервами
— Александр Сергеевич, по вашим наблюдениям, какая главная проблема у молодых обычно на экзаменах по вождению?
— Если отбросить технические ошибки, то основа основ — это волнение. Самый сложный экзамен для кандидата любого возраста — внутренний, на умение справиться с этим волнительным фоном. Тот, кто может взять себя в руки, обычно успешно справляется и с самой процедурой. Наша задача — помочь ему в этом, создать максимально комфортную обстановку для обучения.

— А если говорить о технических ошибках? Какие из них новички обычно допускают на экзаменах?
— Как правило, это не какие-то экзотические промахи. Самое важное — не заучивать правила механически, а понять их внутреннюю логику и как они применяются в отношениях между всеми участниками движения.
Равные права, общая ответственность
— А вы сами чувствуете разницу между молодыми курсантами и учениками постарше?
— Мне сложно делить кандидатов на юных и не очень. Для меня они все — будущие водители. Да, в 17 лет можно получить права на мотоцикл, но таких мало. Большинство ребят всё же ждут полного восемнадцатилетия, чтобы сесть за руль. И вот когда молодой человек приходит к этому решению, он становится полноправным кандидатом. И когда он получает удостоверение, оно точно такое же, как у меня — та же карточка, те же права, та же ответственность.

— Что бы вы хотели, чтобы родители заложили в своих детей ещё до того, как те придут в автошколу?
— Самое главное — это прививать с малых лет простые правила вежливости и понимание безопасности на дороге. Неважно, в качестве кого ребёнок сейчас находится: пешехода или пассажира в машине родителей. Если здесь культура у человека будет на должном уровне, то и дальнейшее обучение в автошколе пойдёт гораздо легче и комфортнее. Человек, который с детства усвоил, как вести себя на проезжей части, будет иметь верные взгляды на дорожную безопасность в будущем. Дорога ошибок не прощает, и это осознание должно быть глубоким.
Поколение Z на дороге
— Молодёжь сегодня другая? Какая? И это как-то отражается на манере вождения?
— Конечно, другая. Жизнь быстро меняется: я пришёл в университет без всяких средств связи, их тогда просто не было, а ушёл — с сотовым телефоном. Современные ребята живут в мире смартфонов и быстрой информации, и это влияет на их поведение за рулём. Они легко отвлекаются, ищут постоянной смены впечатлений — это особенно опасно при управлении скутером или мотоциклом, где нужна постоянная концентрация.

— Приходится ли вам ломать стереотипы, навязанные компьютерными играми?
— Порой главный стереотип — это восприятие дороги как игры, где есть виртуальные «жизни». В цифровой реальности на любую ошибку есть кнопка перезагрузки. На дороге её нет. Мы учим, что здесь всё по-настоящему, и цена ошибки совсем другая. Но есть у них и сильные стороны! Современные ребята быстрее схватывают информацию, легко ориентируются в интерфейсах автомобильной электроники. Их мозг привык к многозадачности, и при правильном направлении это может стать плюсом. Главное — научить их фильтровать информационный шум и концентрироваться на главном.
— Сегодня всё больше «цифровых» водителей, которые не привыкли к механике. Можно ли сказать, что они менее готовы к нештатным ситуациям на дороге?
— Прогресс не остановить. Он развивается, не спрашивая нашего мнения. Да, раньше дети чаще разбирались в устройстве автомобиля вместе с отцами, а сейчас мы просто нажимаем на кнопки. Но я уверен, что в будущем искусственный интеллект возьмёт на себя многие функции, в том числе и управление транспортом. Вопрос о том, чтобы человек чинил машину на обочине, может стать менее актуальным. Нам остаётся адаптироваться к этим изменениям и делать акцент на тех навыках, которые остаются важными вне зависимости от технологий.
Первый самостоятельный маршрут
— Чему принципиально важно научиться уже после получения прав, в первые самостоятельные месяцы вождения?
— Самое важное — это набраться собственного, независимого опыта. Первые месяцы — время оттачивать навыки, полученные в автошколе, но уже без инструктора на соседнем сиденье.
— Как вы считаете, чего категорически не хватает в нынешней программе подготовки водителей?
— Я бы добавил количество часов вождения. Всем без исключения, не только юным. И чтобы этот объём законодательно строго контролировался. К сожалению, на рынке есть школы, где вождение подаётся не в том формате и не в должном объёме. Да, увеличение часов сделает обучение дороже, но зато и результат на выходе, на итоговом экзамене, будет значительно лучше. Качественная практика — ключ к уверенному вождению.
— Может, вы посоветуете какие-то дополнительные курсы (контраварийного вождения, зимней езды) или дадите другой практический совет новичку?
— Любой дополнительный тренинг — это огромный плюс. Контраварийная подготовка, безусловно, полезная вещь, она учит чувствовать габариты автомобиля и правильно действовать в критической ситуации. А для нашего региона курсы зимнего вождения — это не роскошь, а необходимость. Они учат понимать сцепление шин со снегом и льдом, правильно тормозить и рулить в заносе. Это те навыки, которые спасают жизни.
Кстати
На сайте komi.aif.ru подходит к концу образовательный челлендж для будущих и настоящих водителей мототехники – #ЮныйВодительКоми. До 28 ноября можно пройти увлекательную викторину из 20 вопросов, основанных на реальных дорожных ситуациях. Победители получат ценные призы.
В Сыктывкаре осудили водителя авто, устроившего жёсткое ДТП с пострадавшими
Мужчина, пострадавший при столкновении авто в Сыктывкаре, умер в больнице
На трассе в Сыктывкаре лоб в лоб столкнулись две иномарки
Два человека пострадали в массовой аварии на трассе в Коми
В Сыктывкаре водитель сбил 16-летнюю девушку и скрылся