С начала года в республике произошло уже 28 ДТП с участием велосипедистов. Травмы получили 15 несовершеннолетних водителей и 13 взрослых. И не всегда речь идёт о столкновении с автомобилем. Неровные дороги и городская инфраструктура порой также приводят к серьёзным происшествиям с двухколёсным транспортом. Планируется ли как-то улучшить жизнь любителей крутить педали?
Городские ловушки
Даже в столице Коми велосипедисты регулярно травмируются. Как объяснил руководитель проекта «Дорожный респект» Борис Дианов, частая причина – решётки ливнеприёмников. Одна из таких ловушек находится на ул. Красных Партизан.
«Из-за слишком широких пазов в решётку ливнеприёмника запросто может угодить колесо велосипеда. Причём подобных люков в городе я вижу довольно много. Из-за них велосипедисты легко могут получить травму. Мы обратились с этим вопросом в популярный сервис «Решаем вместе». Описали проблему, сослались на ГОСТ. Но в ответ получили лишь отписку».
Администрация города указала в ответе, что при установке руководствовались ГОСТ 32955-2014. Общественники же ссылаются на существующий ГОСТ 3634-2019.
«Принципиальное различие в том, что один ГОСТ регламентирует, какими люки должны быть вообще, а другой – какими должны быть люки конкретных моделей. Однако в том и в другом нормативном документе указано, что ширина щелей ливнеприёмника не должна превышать 42 мм», - поясняют авторы обращения.
Они замерили ливнёвку на ул. Карла Маркса. Оказалось, что её проёмы значительно шире нормативных – 60 мм. А это уже настоящая ловушка для двухколёсного транспорта. Наскочив колесом на такую щель, велосипедист рискует упасть.
«Мы будем продолжать направлять обращения, чтобы обезопасить город. Советуем делать это всем жителям столицы Коми», - призывают общественники.
Ещё одной причиной падений и травмирования велосипедистов становятся выбоины на тротуарах. Не везде дорожки находятся в нормативном состоянии. Отдельных велодорожек в городе нет, так что и пешеходам порой приходится уворачиваться от двухколёсного транспорта.
Планы на будущее
Значит ли это, что сыктывкарцам лучше забыть про велосипеды? Вовсе нет. Есть надежда, что постепенно ситуация будет меняться в лучшую сторону.
Главный архитектор города Владимир Рунг сообщил, что в каждый крупный проект по благоустройству сейчас включают строительство велодорожек.
«Например, проекты Набережной, парка в Эжвинском районе и подъездов к нему. В «Беличьем парке» на ул. Димитрова, конечно, не будет выделенной полосы для велосипедов, но там предусмотрены достаточно широкие дорожки - не менее трёх метров. По ним спокойно смогут гулять мамы с колясками, пешеходы, а также ездить велосипедисты», - рассказал Владимир Рунг.
Конечно, велодорожки в разных частях города проблему глобально не решат.
«Велосипедисты отмечают, что важно развивать транспортную инфраструктуру в целом, чтобы можно было удобно и экологично передвигаться между ключевыми точками города», – поясняет архитектор.
В мэрии уже разработали схему будущей транспортной сети для велосипедистов Сыктывкара. Создавать её с нуля затратно, так что процесс этот не столь быстрый.
«Мы проанализировали не только главные точки притяжения города (университеты, крупные торговые центры), но и регулярные маршруты передвижения, которые бегуны и велосипедисты отмечают в социальных сетях и спортивных приложениях», - рассказал Владимир Рунг.
За основу проектировщики взяли опыт создания сети в Альметьевске - там обустроили в общей сложности 150 км велодорожек.
«Этот проект – своеобразный эталон. Все проблемы, с которыми там столкнулись, будут ждать и нас. Главные сложности - это, конечно, организация проезда на перекрёстках, а также адаптация самих горожан. Люди не сразу привыкнут к новшеству, не сразу будут оставлять место для проезда велосипедистов. Это длительный процесс».
Планируется, что велодорожки охватят не только главную улицу города – Коммунистическую, но также Орбиту и Лесозавод. Стоимость реализации схемы - около 700 млн руб. Но уже сейчас стоит задуматься о формировании культуры велосипедного движения в городе.