Примерное время чтения: 6 минут
902

Аэродром сдал. Легендарный Михалыч, спасший самолёт в тайге, ушёл на пенсию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Коми 16/10/2019
С 1 октября Сергей Сотников ушёл на пенсию.
С 1 октября Сергей Сотников ушёл на пенсию. / Татьяна Уланова / АиФ

Девять лет прошло с момента, как в селе Ижма сел Ту-154. Опыт и мастерство пилотов, сумевших посадить большой пассажирский самолёт на недействующий аэродром, оценила вся страна.

Но куда больше россиян поразило то, что долгие годы за взлётной полосой приглядывал энтузиаст, патриот авиации Сергей Сотников. Именно ему потом скажут спасибо 72 пассажира и 9 членов экипажа.

Герой нашего времени

7 сентября 2010 года на борту тушки, выполнявшей рейс из Якутии в Москву, полностью пропало электричество. Топлива оставалось мало, и командир решил снижаться. Уже потом Евгений Новосёлов расскажет: «Помнил, как в молодости летал над Коми АССР». Профессиональная память не подвела пилота – в этом месте находился аэропорт Ижмы. Но как сквозь облака и тайгу разглядеть аэродром?

И вот на земле мелькнула бетонная полоса, да ещё и с разметкой, входными щитами! С первого раза зайти на посадку не получилось: Ту-154 нужна двухкилометровая полоса, а в Ижме всего 1,3 километра. Посадочная скорость у него в штатной ситуации 250 км в час, а он сел на 420 км в час. Без диспетчеров и локаторов. Не чудо ли?

Тот день начальник вертолётной площадки в Ижме помнит до сих пор. Говорит, что сначала не поверил глазам, когда увидел кружащий над селом самолёт. А потом сразу же кинулся к аэродрому.

«Торможение было такое, что резина сгорела! Самолёт на 160 метров выкатился на концевую полосу, заросшую кустарниками», – вспоминает Сергей Сотников.

Никто из находившихся на борту людей не пострадал. Единственной жертвой незапланированной посадки стал заяц, угодивший под колёса самолёта. Командира Ту-154 Евгения Новосёлова представили к званию Героя России. Начальника вертолётной площадки Сергея Сотникова наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Также за верность долгу, профессионализм и личное мужество он стал лауреатом премии им. Владимира Высоцкого «Своя колея». В 2013 году Сотников – лауреат премии газеты «Аргументы и Факты» «Национальная гордость России».

После этого Сергею Сотникову стали писать со всей страны. Одни просто благодарили за самоотверженный труд – на протяжении 12 лет начальник вертолётной площадки по собственной инициативе добросовестно следил, чтобы на полосе не было мусора, вырубал кустарник. Другие высылали деньги – кто 100 рублей, а кто и пять тысяч. Собирал каждую копеечку. Так всей страной насобирали на светосигнальные фонари. Один комплект Сергей Михайлович оставил в Ижме и три направил в сёла района, где в распутицу садятся вертолёты. А ещё блогеры со всей России скинулись и подарили Сотникову снегоход. Зимой на Севере этот транспорт не роскошь, а необходимость при обходе взлётной полосы.

7 сентября 2010 года на борту ТУ-154, выполнявшей рейс из Якутии в Москву, полностью пропало электричество. Топлива оставалось мало, и командир решил снижаться.
7 сентября 2010 года на борту ТУ-154, выполнявшей рейс из Якутии в Москву, полностью пропало электричество. Топлива оставалось мало, и командир решил снижаться. Фото: Википедия

Гавань не отпускает

Первое время после инцидента с Ту-154 говорили, что закрытый в перестроечное время ижемский аэропорт восстановят. Цена вопроса: 60 млн рублей! Но прошло уже девять лет, а воздушную гавань так и не отремонтировали. Затраты никогда не окупятся, а значит – про обещания можно забыть.

И, пожалуй, только об этом жалеет Михалыч (так зовут Сотникова местные жители). Ведь из 62 лет жизни он 42 года отдал аэропорту Ижмы. Здесь в любую погоду, в том числе в лютые морозы, он до сих пор принимал и провожал рейсы санавиации, в распутицу – вертолёты.

И вот новость: с 1 октября Сергей Сотников ушёл на пенсию.

«У людей, как и у техники, есть ресурс. Я свой выработал», – кратко объясняет решение авиатор.

Из Ижмы уезжать не собирается. Здесь у него жена, дети, внуки.

«А ещё дом, большое хозяйство – козы, огороды. Займусь рыбалкой, охотой, – делится планами легендарный Сотников. – На родину съезжу, 15 лет в отпуске не был».

Кто теперь будет присматривать за аэродромом – Сотников не знает. Преемник уже было нашёлся, ему начали передавать дела, но когда новый человек узнал о зарплате (в компании «Комиавиатранс» ему пообещали 6 тысяч рублей в месяц), то он отказался брать на себя ответственность.

В сельской администрации «АиФ-Коми» подтвердили, что есть определённые трудности с подбором кандидата.

«Вопрос по зарплате сейчас решается. До конца октября новый начальник вертолётной площадки должен приступить к работе», – сказали в администрации.

Ну, а пока пенсионер Сотников, как и прежде – на всякий случай, присматривает за родной взлёткой.

Досье
Сергей Сотников. Родился 5 февраля 1958 года в Красных Ключах Башкирской АССР. Окончил Егорьевское авиационное техническое училище гражданской авиации. По распределению приехал в Республику Коми. Работал начальником структурного подразделения «Вертолётная площадка Ижма». Женат, есть трое детей и шестеро внуков.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах