Гужевой транспорт экологичнее и не требует заправки топливом. Тем более что крупнейший воркутинский посёлок скоро останется без единственной на кольцевой дороге АЗС.
Во власти кольца
Мы уже писали о том, что в последнее время в Воргашоре друг за другом закрылись несколько муниципальных учреждений («Спасите наши души», «АиФ-Коми», № 38 от 19.09.2018 г.). Сначала повесили замок на общеобразовательную школу, весной прекратил работу один из детских садов, а в августе отключили от системы отопления единственный на всю округу Дом культуры. Денег на ремонт каменного здания в администрации не нашли.
Местные жители, конечно, были против такой оптимизации, писали письма в разные инстанции, вплоть до президента, но всё напрасно. И если малышей и школьников пристроили в другие образовательные учреждения, то как быть без бензиновой колонки, люди не представляют.
«Эта заправка была для нас, автолюбителей, самая лучшая в округе, ведь тут не бывало очередей. Здесь часто заправлялись сами горожане, особенно водители рейсовых автобусов и маршруток, – говорит воргашорец Эдуард Шабло. – В посёлке проживают восемь тысяч человек. Здесь базируются станция скорой помощи, пожарная часть, пункт полиции, коммунальщики, аварийные службы, а также военизированная горноспасательная часть (это люди, которые первыми спешат на помощь, если на шахте что-то случилось). А теперь представьте, что им придётся ехать не на вызов, а за бензином в город – а это в 30 км от нас».
Такой же позиции придерживается и депутат Госсовета РК по округу № 5 Сергей Гагаузов:
«Посёлок Воргашор – самый удалённый и самый густозаселённый в городском округе. В условиях Арктики, северных метелей, из-за которых кольцевую дорогу переметает три-четыре раза за зиму, лишать тысячи человек единственной заправки чревато и бедой, и многочисленными неудобствами».
Каждую зиму в непогоду МЧС закрывает на несколько часов, а то и на сутки кольцевую автодорогу, связывающую окружные посёлки с городом. В таких случаях посёлок попросту отрезан от большой земли, а без АЗС – и от цивилизации.
Кстати, позабыть о снегоходах вскоре, наверное, придётся и жителям тундры. Ненцы, которые до сих пор регулярно приезжали за топливом в Воргашор, теперь будут вынуждены ехать в город. А это и дольше, и сложнее для оленеводов.
Выгода – на первом месте
В воркутинской мэрии знают об инициативе собственников АЗС ликвидировать воргашорскую заправку.
«В ближайшее время должна заработать радиолокационная станция, построенная за посёлком. Кроме того, в Воргашоре ждут приезда нескольких десятков интинцев-шахтёров, – говорит мэр Воркуты Игорь Гурьев. – Мы не заинтересованы в закрытии АЗС. Она имеет важное значение для жителей посёлка, работников шахты «Воргашорская», ТЭЦ-2, колонии-поселения. Буду привлекать к решению вопроса правительство республики».
Однако решение о закрытии, кажется, уже приняли. В воркутинском представительстве компании-собственника подтвердили информацию о ликвидации поселковой колонки.
«Сотрудник компании сказал, что со следующего года бензин в посёлок завозить не будут. В центральном руководстве сочли нашу АЗС нерентабельной (бензин в Заполярье везут в цистернах по железной дороге), а бизнес нацелен на получение дохода, и об этом говорят прямым текстом. Экономистам в Москве и дела нет до Воргашора», – говорит Эдуард Шабло.
А потому местным жителям придётся ездить за топливом в город. Кстати, и там не всё гладко с нефтепродуктами. Зимой люди сообщали о дефиците бензина марки АИ-95. В феврале этого года какой-то период его и вовсе отпускали лишь экстренным службам. Особенно туго пришлось тем, для кого машина – единственное средство заработка.
Кстати
Лишиться единственной автоколонки вскоре могут и жители пос. Войвож Сосногорского района. Виной тому низкая рентабельность АЗС. Если это всё-таки произойдёт, то за бензином автовладельцам придётся ездить в Троицко-Печорск, расположенный в 70 км, или в Сосногорск, который находится ещё дальше.