Примерное время чтения: 5 минут
122

Денис Буцаев о реформе ТКО: «Нужна инфраструктура, чудес не бывает»

Без современной переработки проблемы не решить.
Без современной переработки проблемы не решить. pixabay.com

По мнению экологов,  ещё несколько лет – и мы будем задыхаться от свалок. Помойки, как грибы разросшиеся вокруг населённых пунктов, грозят вызвать настоящую экологическую катастрофу, которая уничтожит хрупкую природу Севера. В других регионах, быть может, не столь катастрофично, но везде большие проблемы. Решить их может только переработка мусора.

Где взять деньги?

Генеральный директор компании «Российский экологический оператор» (РЭО) Денис Буцаев говорит: «Нужна инфраструктура, чудес не бывает». Создание инфраструктуры отрасли – предприятий переработки и сортировки, других объектов –  он считает основной задачей.

«Суть реформы – изменение логистики и схемы обращения с ТКО. Мы должны уйти от того, чтобы просто собрать мусор и сложить его в горку недалеко от населённого пункта, где мы проживаем, и прийти к тому, что мусор должен стать отходом, а отход должен стать сырьём. Это путь, который прошли все цивилизованные страны».

Некоторые из европейских стран теперь возят свои отходы на переработку к соседям: так выстроены логистические цепочки. Швеция, к примеру, охотно принимает чужие отходы, научившись неплохо зарабатывать на их переработке. У нас, конечно, тоже появятся такие цепочки между регионами, как они существуют сейчас в переработке макулатуры или металлов. Ведь невозможно в каждом регионе настроить столько перерабатывающих предприятий.

Кстати, министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин, выступая в Совфеде, сказал: «Необходимо чётко определить места размещения инфраструктуры, с тем чтобы в будущем производства не стояли недозагруженными, а жители не оказались заложниками раздутых тарифов».

Но, чтобы создать эту ин­фраструктуру, нужны деньги. И основная задача  РЭО сейчас – найти их. В рамках нацпроекта «Экология» в ближайшие годы планируется построить 200 новых объектов, в том числе мусороперерабатывающие комплексы. Для этого планируется привлечь 180 млрд рублей частных инвестиций. А до нынешнего года их привлечено в отрасль всего 10 млрд рублей.

«Мы не можем рассчитывать только на один ­инновационный источник в виде собираемости денег у населения. Необходимо привлечь в отрасль длинные деньги, дешёвые деньги, – считает Денис Буцаев. – Второе – это, естественно, софинансирование со стороны бюджета, для этого в федеральном проекте «Комплексная система обращения с ТКО» заложены средства. Это и есть так называемое бюджетное плечо, которое даст возможность снизить инвестнагрузку и не позволит существенно расти тарифу».

Инвесторами новой отрасли  должны быть не жители, а предприниматели, которым государство предложит выгодные условия для развития бизнеса.

«Мусорной мафии» не нравится

Создавать инфраструктуру отрасли нужно не хаотично (один регион «вытащил» к себе одну случайно увиденную технологию, другой – другую), а на единой технологической базе.

«При этом технологии должны быть максимально локализованы – в этом случае они будут заведомо дешевле зарубежных. А кроме того, эти технологии должны быть унифицированы», – уточняет глава РЭО.

Единая для страны система обращения с ТКО даст возможность сделать прозрачным ценообразование.

«Чтобы мусор не стал памятником нашей эпохе, нужен иной подход: прозрачность и контроль над всей цепочкой движения – от контейнера до полигона или перерабатывающего предприятия. Понятно, что это может кому-то не нравиться. В первую очередь теневому бизнесу, который долгие годы работал с мусором», – считает исполнительный директор Ассоциации регоператоров «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.

Именно для этого формируется единая схема обращения с ТКО. Территориальные схемы разработали в регионах. Правда, не во всех. В Архангельской области, к примеру, до сих пор своей схемы нет. И РЭО уже предложил ей помощь в этом. До конца года Российский экологический оператор на базе территориальных схем должен представить единую федеральную, учитывающую объёмы производимых в разных регионах отходов, потенциал будущих производств и логистику. На её основе и будет создаваться новая отрасль.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах