С 25 января во всех школах Сыктывкара и многих других школах региона приостановили традиционный формат обучения. Учителей призвали активировать образовательный процесс через интернет. Родители вынуждены брать отгулы и дни за свой счёт, ведь в противном случае ребёнок рискует остаться неучем.
В домашнем режиме
За последние два года все изрядно подустали от череды локдаунов, удалённой работы и учёбы. Январский вывод сыктывкарских школьников на дистант оказался для многих неожиданным. Оно и понятно, ведь случилось это без распоряжения главы региона. Да и комментарии регионального Роспотребнадзора на фоне возросшей заболеваемости ОРВИ носили даже не рекомендательный характер – это было лишь предложением.
Так, в интернете появилась запись телефонного разговора сыктывкарца Дмитрия Паволокина с сотрудницей управления образования мэрии. В 20-минутном разговоре горожанин задал несколько весьма резонных вопросов.
«Если в городе сорок классов вывели на карантин (по данным на 24 января. — Ред.), то зачем мы отправили детей на дистанционное обучение? Правильнее было бы вывести их на карантин. И уже после его окончания пригласить ребят в школу для очного обучения», – сказал Дмитрий Паволокин.
И его слова не лишены смысла. На весь день дети остаются без присмотра взрослых. Компьютер – в свободном доступе, ведь все задания в нём. Да ещё и масса соблазнов, развлечений. И ограничить их уже не получится. На родителей младшего и среднего звена ложится двойная нагрузка. Взрослые после работы вынуждены объяснять в меру своих возможностей непонятный материал, а после – проверять гору заданий. В ситуации закрытых школ многие родители (особенно те, чьи дети посещают начальные классы) вынуждены брать отгулы и всецело погружаться в образовательный процесс чада. А если в семье не один, а двое или трое детей, то один родитель в семье и вовсе лишён возможности зарабатывать.
«Произошедшим недовольны как родители, так и учителя. Ведь очевидно: дистанционная форма не способствует качественному образованию. По отзывам учителей, подобные онлайн-уроки могут одолеть лишь единицы детей. А остальные либо забивают на виртуальную учёбу, либо не усваивают материал», – отметил Дмитрий Паволокин.
Какие знания — сила?
В большинстве образовательных учреждений города уроки проходят в программе для общения Zoom.
«Мы уже более-менее выходим в Zoom. Остальные дети, которые не смогли выйти (проблемы с интернетом или ещё какие-то), могут посмотреть урок в записи, которая сохраняется», – рассказала учитель начальных классов школы № 12 Елена Торопова.
При этом в России до сих пор нет единых стандартов и требований к удалёнке. Во многих школах учителя не практикуют общение с учащимися в интернете. Педагоги отправляют ссылки на видеоуроки, а после дают задания на закрепление материала. Старшеклассники, которые уже умеют грамотно распределять своё время, более спокойно относятся к временным неудобствам.
В управлении образования считают, что в ситуации сезонного роста заболеваемости ОРВИ обучение логично продолжать в дистанционном формате.
«Мы всегда можем скорректировать процесс образовательной программы. И сегодня самое главное – сохранить здоровье детей. Мы рекомендуем в начальном звене минимизировать домашние задания. А старшеклассники больше могут использовать возможности образовательных платформ для отработки навыков», – считает начальник управления образования администрации Сыктывкара Ольга Бригида.
Но расхлёбывать последствия удалёнки, по опыту прошлых лет, снова придётся всем. Конкретнее пробелы в знаниях покажут контрольные работы, которые начнутся, когда дети вернутся в школу. Догонять всегда труднее, чем усваивать постепенно.
Пока верстался номер, сообщили, что школы Сыктывкара продолжат работать в дистанционном режиме до 6 февраля.