Судьбой заполярных моногородов в очередной раз озаботились депутаты Госсовета Коми. Но вот парадокс: указ президента развивать приарктические территории есть, но вкладывать деньги в проекты с низкой рентабельностью государство не готово, а бизнес – не хочет.
Мы постоянно пишем о перипетиях, которые сопутствуют приполярной Инте и заполярной Воркуте. Напомним: в 2019 г. окончательно остановилась шахта «Интауголь». Как только Инта лишилась градообразующего предприятия, и без того интенсивный отток населения в городе вырос в разы.Такая же картина в Воркуте: ежегодно с 67-й параллели уезжают на большую землю 4,5 тыс. человек. Учитывая, что в городе прописано 73 тысячи, с такими темпами Заполярье может опустеть за 8-10 лет.
И если раньше отток населения из этих городов был головной болью сугубо республиканских властей, то осенью прошлого года о проблемах моногородов Коми заговорил президент РФ. Он поручил разработать новую программу развития этих муниципалитетов.
С надеждой на инвестора
Итак, новый документ уже готов. Его обсудили на совещании в Госсовете 18 февраля министры региональных ведомств.
«Основные направления этого плана – развитие угледобычи, финансовое обеспечение мероприятий по развитию моногородов и поддержка занятости населения», – напомнил министр экономики Коми Константин Плехов.
По его словам, 11 из 20 ведомств поддержали данную программу. Но от некоторых министерств поступили замечания. В большинстве случаев они касаются проектов, которые есть в плане, но их нет в федеральных госпрограммах или стратегических документах. То есть финансирование на них не заложено даже в отдалённой перспективе. Так, сейчас российское правительство работает над программой развития угольной отрасли до 2035 г. И Минэнерго отмечает преждевременность включения в план мероприятий по развитию моногородов инвестпроекта «Уса-1» (участок крупного угольного месторождения в Воркутинском районе, лицензией на который владеет «Северсталь». – Ред.). Примерные вложения в проект – 45 млрд руб.! Сумма весьма внушительная, поэтому предприятие не готово самостоятельно его разрабатывать. «Северсталь» ведёт переговоры о выделении денег из федерального бюджета, что, по признанию чиновников, маловероятно.
Аналогичная ситуация с поиском твёрдых полезных ископаемых в Воркуте: Роснедра не видят основания проводить данные работы за государственный счёт и предлагают, например, выполнить работу за счёт инвестора. Желающих пока нет.
Минтранс исключает мероприятия по реконструкции аэропорта Воркуты, так как его нет в госпрограмме развития транспортной системы и в комплексном плане развития инфраструктуры.
Два варианта
Но отчаиваться не стоит. В региональном правительстве рассматривают два варианта развития событий. Первый: федералы поддержат развитие традиционной добывающей отрасли. Коми получит «определённый объём угледобычи в стратегии до 2035 г.». Тогда план сохранит направленность, но опять же придётся искать инвестора для его реализации.
Второй вариант: Россия не поддержит перспективу развития угледобычи. И тогда республика выберет вектор управляемого сжатия моногородов с обеспечением комфортного проживания и занятости населения Воркуты и Инты. Этот вариант в республиканском правительстве называют наиболее реалистичным. По словам вице-премьера Коми Константина Лазарева, в марте состоится Арктический совет. На нём наша республика будет защищать свою позицию развития моногородов.
Можем потерять целый город
Депутат Госсовета Коми Сергей Артеев:
«В правительстве считают: если в Воркуте развитие добывающей промышленности не будет поддержано (к чему всё и идёт), останется один выход – так называемое управляемое сжатие. Это создание рабочих мест для остающихся здесь людей и обеспечение их комфортного проживания. Но кто, когда и с кем планирует создавать в Заполярье новые производства, бизнес? Численность населения Воркуты и Инты в связи с этим будет сокращаться и дальше. Но только ли эти города ждёт подобная участь? А что с Печорой, Ухтой? Статистика уже сейчас показывает, что численность населения Коми ежегодно сокращается. По итогам 2019 г. минус показал даже Сыктывкар, который до сих пор постоянно прирастал за счёт жителей других муниципалитетов республики. Согласно проведённому Министерством экономики анализу, к 2037 г. мы можем потерять по численности сегодняшнее население такого города, как Ухта».