По данным статистики, за последние 18 лет в России закрылись 26 из 67 тысяч школ, из которых 20 тысяч – в сёлах. С 2000 года каждый день в нашей стране ликвидируют четыре школы, три из которых – сельские.
В прошлом году школа в посёлке Донаёль Усть-Вымского района отметила 50-летний юбилей. Впервые за полувековую историю учреждения в сентябре 2019 года здесь не дали торжественный звонок, а ученики не сели за парты: единственную поселковую школу ликвидировали.
Взялись за маленьких
О том, что школу нужно закрыть, впервые заговорили три года назад.
«Поводом к закрытию стало небольшое количество учеников: в последнее время в школе обучались не больше 30 человек, в некоторых классах – по 1-2 ребёнка, – рассказали местные педагоги. – Но молодые семьи у нас продолжают жить и рожать детей. Сейчас в садик ходят 14 малышей».
Школа 1968 года постройки рассчитана на 320 учеников. В двух строениях – 18 учебных классов, есть кабинет информатики, библиотека, спортивный зал, кабинеты труда и столовая. За полвека в школе ни разу не было капитального ремонта. Да и современным требованиям пожарной безопасности деревянное одноэтажное строение не соответствует.
«Чтобы привести здание в нормативное состояние, требовались большие деньги. Но за всё время существования этот вопрос не прорабатывался, средства выделяли только на косметические ремонты, – говорят теперь уже бывшие сотрудники учреждения. – Значит, закрытие нашей школы планировали давно».
Донаёльцы писали письма в защиту школы во все инстанции и даже президенту страны. Однако в мае 2018 года педколлектив поставили перед фактом, что школу реорганизуют путём слияния с общеобразовательной школой в соседнем посёлке Казлук. Кстати, именно туда в последний учебный год перевели на обучение учащихся 10-11 классов Донаёля.
«Уже тогда мы поняли, что никакого присоединения не будет. Нашу школу просто закроют, поскольку в казлукской школе штат укомплектован полностью, – говорит учитель русского языка и литературы Надежда Молчанова. – В сельской местности центром жизни является школа. Её закрытие означает, что будут уезжать молодые семьи, постепенно (за ненадобностью!) закроют детский сад, потом ФАП, дом культуры, почту... И всё! Останутся доживать свой век одни старики».
Худшие прогнозы оправдались: в июне учителям в Донаёле сообщили, что малокомплектную школу закрывают.
Недоступное образование
Глава посёлка Юрий Остроушко говорит, что селяне стояли за школу до последнего. Но власти решили: посёлок неперспективный. Поэтому тратить 7,5 миллиона рублей в год на содержание храма знаний здесь нерентабельно.
«Раньше у нас был леспромхоз. Сейчас лес валят и вывозят частные компании, не имеющие отношения к посёлку. При этом на посёлок повесили ярлык: неперспективный, – констатирует руководитель местной администрации. – Очень жаль, что наверху решают за нас, каким селениям жить, а каким – нет».
Закрытие школы привело к тому, что за лето из посёлка уже уехали пять семей, где растут школьники. И, вероятно, отъезды продолжатся.
«Пять из десяти учителей нашей школы перешли на работу в школы Казлука, Жешарта, остальные вышли на пенсию. А вот техперсоналу устраиваться некуда: повара, уборщицы (всего восемь человек) пошли под сокращение. Работы для них не нашлось», – рассказывают учителя.
В управлении образования администрации Усть-Вымского района сообщили, что всех школьников из Донаёля переводят на обучение в школу посёлка Казлук. Возить детей на учёбу и обратно – населённые пункты расположены в 10 км друг от друга – будут на автобусе.
Родители уже сейчас бьют тревогу, ведь дети останутся без возможности посещать кружки, спортивные секции, вечерние занятия по подготовке к ЕГЭ.
Кстати
Массовое закрытие сельских школ в Коми началось в 2006 году. Тогда образовательные учреждения в республике перешли на подушевое финансирование. При новой системе малокомплектная школа выжить просто не могла. Ликвидация школ на селе привела к тому, что средний радиус доступности сельской школы увеличился с 12,6 км в 1990 году до 18 км в 2018 году. Это привело к снижению доступности образования в селе и возникновению нового тревожного явления – миграции школьников из села в город. Многие сёла оказались на грани вымирания.