Примерное время чтения: 6 минут
391

Шашечный бунт. Почему таксисты Сыктывкара заглушили моторы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Коми 20/11/2019
Забастовка водителей в Сыктывкаре была с 13 по 17 ноября.
Забастовка водителей в Сыктывкаре была с 13 по 17 ноября. / Софья Штин / АиФ

Бойкот объявили таксисты столицы Коми крупнейшему в стране сервису «Яндекс. Такси». Водители не согласны с ценовой политикой агрегатора, который, по их мнению, заинтересован только в собственной выручке.

В итоге несколько сот автомобилей с шашечками перестали брать заказы от монополиста.

Что не поделили?

Сервис «Яндекс.Такси» зашёл в Коми два года назад и значительно потеснил службы, работавшие в тот момент на рынке. Изначально была заявлена минимальная стоимость поездки 49 рублей. Водителям агрегатор установил доплату, которая достигала 100 рублей. Такие условия устроили всех: и водителей – многие стали сотрудничать со службой из-за выгодной ценовой политики, и пассажиров – приемлемая стоимость поездки.

В конце 2018 года цены на поездки для пассажиров стали расти, а доплаты для водителей снижаться. Перевозчики были готовы работать на другие компании, например, на «Такси Везёт» или на недавно появившийся в Коми Uber. Но и эти сервисы впоследствии стали частью «Яндекс.Такси». Таким образом, у сыктывкарских водителей не осталось выбора.

Именно монополия интернет-компании на рынке вынудила городских извозчиков 13 ноября заглушить моторы и устроить пикет возле одного из торговых центров. На акцию приехали около 50 человек.

В конце 2018 года цены на поездки для пассажиров стали расти, а доплаты для водителей снижаться.
В конце 2018 года цены на поездки для пассажиров стали расти, а доплаты для водителей снижаться. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

«Поездка стоит 70 рублей, а я на неё расходую 77 рублей. Ухожу в минус. Сегодня, чтобы выйти хотя бы в ноль, нужно работать как минимум 12 часов, а чтобы что-то заработать – 16-18 часов в сутки. Согласитесь, это ненормальные условия, – объясняет причину протеста один из активистов Андрей Микушев. – Нужно, чтобы мы за восемь часов заработали хотя бы четыре тысячи рублей. Из этой суммы уже будет уходить плата за комиссию, за бензин».

По словам таксиста, сейчас в месяц он и его коллеги в среднем тратят 60 тысяч рублей на обслуживание машины. Это комиссия оператору – примерно 9 тысяч рублей, расходы на топливо – 25 тысяч рублей, ежедневная мойка авто – минимум 300 рублей за один раз. А ещё – траты на запчасти. Чистый доход таксистов – не больше 25 тысяч рублей. И то при условии, что не случится непредвиденный ремонт железного коня.

Почему не договорились?

Ещё в сентябре перевозчики обратились в Министерство инвестиций, промышленности и транспорта Коми и сообщили о сложившейся в отрасли ситуации. Но тогда чиновники признались, что не знают, как повлиять на федеральную компанию.

13 ноября ведомство собрало представителей «Яндекс. Такси» и бастующих водителей на своей площадке. Чиновники предложили заключить соглашение между всеми участниками рынка и правительством Коми, в рамках которого ведомство передаст реестры легальных таксистов для синхронизации с базами данных участников рынка. Это позволит сделать рынок перевозок более прозрачным. Это приведёт к сокращению числа подрабатывающих, увеличению общего количества заказов такси, а самое главное – позволит водителям зарабатывать.

По словам таксиста, сейчас в месяц он и его коллеги в среднем тратят 60 тысяч рублей на обслуживание машины.
По словам таксиста, сейчас в месяц он и его коллеги в среднем тратят 60 тысяч рублей на обслуживание машины. Фото: pixabay.com

Таксисты согласились: освобождение рынка от нелегалов – это хорошо. Но неплохо бы ещё привести в порядок тарифы, установить фиксированную цену с доплатой 15 рублей на каждый километр. Но в «Яндекс. Такси» это предложение не поддержали. Представители компании заявили, что повышение тарифов принесёт убытки.

«Информация о снижении доходов водителей, сотрудничающих с нами, не соответ­ствует действительности. Мы изменили структуру тарифа так, чтобы водителям было выгодно работать в условиях зимнего дорожного движения. Это сезонная корректировка, её делают регулярно. В результате за последнюю неделю средний заработок водителей вырос на 10 %, число поездок в сервисе растёт, – пояснили в пресс-службе агрегатора после встречи. – Тарифы на услуги такси формирует рынок, в том числе спрос на поездки. Неоправданное повышение тарифов приведёт к падению спроса, уменьшению числа поездок, увеличению времени простоя и холостого пробега водителей. В результате они заработают меньше».

Представители компании заявили, что повышение тарифов принесёт убытки.
Представители компании заявили, что повышение тарифов принесёт убытки. Фото: АиФ/ Андрей Хорошавин

Таксисты уверены, что представители агрегатора умышленно опускают много важных нюансов, поэтому сторонам не удалось договориться.

Забастовка в Сыктывкаре продлилась по 17 ноября. Водители заявили, что в дальнейшем планируют срывать заказы компании в час пик. А вот другие агрегаторы будут работать в обычном режиме: водители не хотят, чтобы их протест отразился на простых людях. Горожане смогут спокойно доехать до места назначения, используя другие службы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах