Более полувека в столице Коми не могут решить проблему с сообщением между городом и заречными посёлками. И если зимой проезд по ледяной переправе открыт круглосуточно, то летом попытки поселковых выбраться в город или попасть домой нередко превращаются в настоящее приключение.
В заложниках у Вычегды
Паромная переправа в Алёшино – место оживлённое. Ещё 25 лет назад за сутки паром делал до 20-25 рейсов. Оно и понятно, ведь в период речной навигации попасть на большую землю жители заречных посёлков Седкыркещ и Трёхозёрка, села Озёл и деревни Сёйты могут только на пароме.
В совокупности число жителей этих поселений не превышает 3,5 тыс. человек. Однако многие из них работают в городе и вынуждены дважды в день пересекать Вычегду.
«В советские времена каждый год на реке работало несколько земснарядов, которые углубляли русло реки, – рассказывает житель посёлка Седкыркещ Олег Митюшов. – Сейчас власти говорят, что содержать свой земснаряд городу дорого (в 2019 г. дноуглубительные работы на Вычегде обошлись мэрии в 4 млн руб. – Ред.), и временами берут его в аренду. Много песка он не убирает. В итоге течение всё намывает песок, и река мелеет».
Говорить о нормальной работе парома в таких условиях не приходится. Так, в начале июня на федеральных лентах засветилась новость о том, что в Сыктывкаре пассажиры парома семь часов были вынуждены сидеть под палящим солнцем. Причина: судно село на мель. Сотрудники МЧС перевезли для «запертых» на пароме питьевую воду, на место прибыла транспортная прокуратура. В итоге несколько катеров смогли-таки вытолкать застрявший паром к берегу. Однако суть проблемы это не решило.
А потом мэрия и вовсе заявила, что из-за резкого падения уровня воды в реке решено прекратить курсирование судов на переправе в Алёшино. Поэтому с 8 июня пристань пришлось перенести в другое место, а для подвоза к ней пассажиров пустили автобус. Теперь перевозку людей выполняет паром «Усть-Сысольск».
Транспортная блокада
Ровно столько, сколько существует эта тема, в городе обсуждают возможность строительства моста через реку. Понтонный мост обойдётся бюджету в десятки миллионов рублей. Однако власти никак не могут решить, кто именно должен оплачивать его покупку, а затем установку и содержание.
Исторически так сложилось, что заречные посёлки относятся не к Сыктывкару, а входят в состав Сыктывдинского района. Чиновники сельского муниципалитета утверждают, что районной казне попросту не потянуть дорогостоящую покупку. А столица Коми юридически не имеет права тратиться на установку понтонов.
«За рекой находятся населённые пункты Сыктывдинского района, и их жители не виноваты в транспортной блокаде. Считаю, что вопрос установки понтонного моста является межмуниципальным, поэтому его нужно решать на уровне республики», – уверен общественник Виктор Торлопов.
Только в этом году на высшем уровне поняли, что дальше закрывать глаза на проблему нельзя. Председатель Госсовета Коми Надежда Дорофеева сообщила о старте электронного аукциона на создание проекта понтонного моста через Вычегду. Он должен соединить Алёшино и Седкыркещ.
«Поскольку река является судоходной, подрядчик должен будет предусмотреть возможность прохождения судов. Поэтому в городской мэрии просят участников аукциона провести инженерно-геодезические, геологические, геотехнические и другие необходимые изыскания, разработать несколько вариантов будущего моста. Так удастся выбрать оптимальный вариант», – заявила парламентарий.
Уже известно, что конкурс состоится 21 июня. Планируется, что все работы должны быть проведены до 8 декабря, после чего начнётся разработка проектно-сметной документации.