«Ад водителя» – так в народе прозвали дорогу, соединяющую посёлки Мозындор и Вожский в Удорском районе. 13 километров разбитой грунтовки (участок называется «школьная перемычка») строили в качестве временного варианта. Но, как известно, что временно, то и постоянно.
Дорожная блокада
Автодорога Айкино-Кослан, которая связывает Удорский район со всей республикой, является объектом незавершённого строительства. И если зимой автовладельцы проезжают по ней без проблем, то с приходом весны эта грунтовка превращается в месиво грязи. Ситуацию усугубляют лесовозы и большегрузы, которые игнорируют ограничения и едут под знак.
Самый суровый участок проходит с четвёртого по семнадцатый километр: весной и осенью дорога размыта, в глубоких выбоинах застревают даже МАЗы. Поэтому в межсезонье легковушки даже не пытаются там проехать.
Летом 2015 г. трассу ремонтировали. Чтобы разровнять грунтовку, потратили 42 млн руб.
«Пришла осень, начались дожди. Почва переувлажнилась. Поэтому отсыпка не дала эффекта, которого мы ожидали от ремонта дороги», – заявил тогда руководитель дорожного агентства Коми Эдуард Слабиков.
Долгое время хорошей заменой аварийному участку была объездная лесовозная дорога из железобетонных плит, принадлежавшая УФСИН.
«Лично я ездил по этим плитам много раз. Там была вполне приличная автодорога. И два мостика, – говорит глава Удорского района Николай Жилин. – Для населения Удоры эта дорога была альтернативой зимнику. В межсезонье, в дожди основная трасса превращается в сплошное месиво из грязи. А после продажи дороги УФСИН весь район оказался в блокаде».
Напомним, что в 2014-2015 гг. экс-начальник УФСИН России по Коми Александр Протопопов согласовал демонтаж и вывоз более семи тысяч железобетонных плит. Именно из них состояла автомобильная дорога общей протяжённостью более 50 км в районе пос. Вожский Удорского района, находившаяся в федеральной собственности. Ущерб оценили в 12 млн руб. Приговорённый к девяти с половиной годам колонии строгого режима и штрафу в 1,7 млн руб. генерал Протопопов сейчас отбывает наказание.
Дорога жизни
Жители Удоры не раз обращались к властям с просьбой построить новую дорогу: круглый год именно по этому пути в район везут продукты, товары первой необходимости. Учитывая, что в последние годы железнодорожники отменили ежедневный поезд Кослан – Сыктывкар, авиасообщения здесь нет, автомобильная дорога – стратегический объект для всего муниципалитета.
Недавно этот вопрос вновь подняли, но теперь уже на республиканском уровне. На этот раз глава региона Сергей Гапликов озадачил правительство Коми: в течение двух лет перестроить «школьную перемычку» – преобразовать существующий во временном исполнении участок в полноценный участок автодороги.
По словам Николая Жилина, уже готова проектно-сметная документация, получено положительное заключение государственной экспертизы. Предварительная стоимость работ – 922 млн руб.
Хочется верить, что сидеть в лужах и терять подвеску на «школьной перемычке» автолюбителям осталось недолго.
Кто поставил неуд?
В Коми подвели итоги интернет-опроса, в котором жителей республики просили оценить эффективность работы чиновников на местах за 2019 г.
Жителям всех муниципалитетов предложили ответить на шесть вопросов. Они касались качества транспортного обслуживания, дорог, услуг ЖКХ в своём городе или районе.
Две трети опрошенных не имеют претензий к качеству услуг теплоснабжения, их беспокоит лишь рост цен на эти услуги. Больше всего люди сетуют на качество автомобильных дорог. Неуд по этому пункту поставили жители Воркуты, Ухты, Троицко-Печорского, Удорского, Усть-Цилемского и Сыктывдинского районов. Более 80 % населения этих муниципалитетов разочарованы состоянием дорог.