Президент России Владимир Путин подписал указ о стратегии развития Арктической зоны. В документе говорится и о проектах, которые в том числе должны быть реализованы на территории Коми. Основными драйверами могут выступить Инта и Воркута.
Ставка на ископаемые и дороги
В стратегии прописаны направления для каждого арктического региона. Вот что должно произойти в республике до 2035 г. в соответствии с этим национальным проектом.
В Воркуте и Инте ожидается повышение эффективности работы экономики и комплексное социально-экономическое развитие моногородов. Также в планах – развитие угольных минерально-сырьевых центров на базе Печорского угольного бассейна и создание на их основе комплексов глубокой переработки угля. Российское правительство нацелено на формирование и развитие нефтегазовых минерально-сырьевых центров на базе Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.В ближайшие десять лет должен быть создан горно-металлургический комплекс, предназначенный для переработки титановых руд и кварцевых песков Пижемского месторождения. Необходимо сформировать и развивать Парнокский железомарганцевый минерально-сырьевой центр.

Особую роль в стратегии отводят развитию транспортной системы Севера. Так, например, стоит задача развивать железнодорожную инфраструктуру для обеспечения связи со строящимися железнодорожными магистралями, включая строительство магистрали Сосногорск – Индига, реконструкцию участка Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги; Микунь – Вендинга и строительство участка Вендинга – Карпогоры. Будут отремонтированы участки автомобильной дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар. В планах – дноуглубительные работы на реке Печоре.
Речной путь
Арктический проект «Северный морской транзитный коридор» (СМТК) предполагает создание комплексной транспортно-логистической системы для осуществления международных морских грузоперевозок между Северо-Западной Европой и Восточной Азией через Северный морской путь (СМП), а также строительство коммерческого флота и двух транспортно-логистических узлов.
Республика Коми готова выступить партнёром проекта СМТК и уже готовит предложения по обеспечению объёмов обратной грузовой базы (в восточном направлении), дефицит которой сегодня является определяющим в вопросе развития морских арктических перевозок на маршруте Камчатка – Северо-Запад.Обеспечить «обратную загрузку» возможно за счёт объёмов экспортной продукции лесопромышленного, нефтегазового, горнодобывающего комплексов, пищевой и лёгкой промышленностей Коми. Обеспечить «обратную загрузку» СМТК возможно также грузами из других субъектов России, не имеющих выходы к морю. Эти грузы можно доставить к арктическим портам по дорогам и рекам нашего региона. Для этого нужно обеспечить прямой доступ к морскому порту города Усть-Кара, который находится в 160 км от Воркуты. Также нужно провести расчистку русел рек и дноуглубительные работы на основных потенциальных речных транспортных артериях Коми – реках Вычегде и Печоре.
Устье реки Печоры расположено между строящимся морским портом Индига (планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию – 2025 г.) и действующим морским отгрузочным терминалом в пос. Варандей. Кроме того, через Коми проходят железнодорожная магистраль и автомобильная дорога Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар, благодаря чему есть возможность доставки грузов до города Печоры наземным транспортом. Оттуда возможны поставки грузов до портов Индига и Варандей с использованием судов класса «река-море».
Для сбора грузовой базы нужно будет строить речной флот, которым можно загрузить как верфи СЗФО, Дальнего Востока, так и небольшие судоремонтные заводы – например, в Печоре.
Комментарий
Завотделом бюджетного анализа, прогнозирования доходов и налоговой политики администрации Инты Вероника Торлопова:
«Закрытие единственного градообразующего предприятия Инты повлекло ухудшение социально-экономического положения. Поэтому самое главное для нашего моногорода – это создание и открытие новых производств. Уверена, что формирование и развитие Парнокского железомарганцевого минерально-сырьевого центра позволит Инте создать новые рабочие места и остановит отток населения из Приполярья».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть