Всем нам знакома эта история: звонок с неизвестного номера, на другом конце провода — взволнованный «сотрудник» какой-нибудь финансовой компании. Он сообщает о подозрительной активности с вашими банковскими счетами и, конечно же, предлагает «спасти» деньги, переведя их на некий «безопасный счёт».
Схема настолько избита, что уже мало кто попадается на эти уловки. И потому нам кажется, что мы в безопасности и легко распознаем злоумышленников. Однако мошенники постоянно совершенствуют свои методы и придумывают всё новые и новые способы запутать и обмануть доверчивых граждан. Они анализируют — что работает, а что нет, и адаптируются к меняющимся условиям.
Спектр обмана
Главная цель мошенников — завладеть вашими данными и в конечном итоге деньгами. Недавно появился новый, более коварный способ обмана. Теперь злоумышленники звонят не только под видом сотрудников банков или финансовых организаций, но и представляются работниками коммунальных служб, поликлиник или операторов связи.
Передача кода – это не только личное озвучивание или написание. Достаточно просто показать экран телефона злоумышленникам, или ввести код на сайте по их указанию.
Представьте ситуацию: вам звонят и сообщают о необходимости замены счётчиков или ремонта домофона. Для проведения работ вам якобы нужно назвать код, который придёт в СМС. Опасность в том, что сообщение приходит не с привычного номера, с указанием того, что код необходим для доступа в Госуслуги, а с другого сайта, что снижает уровень настороженности. Поскольку речь не идёт о деньгах напрямую, человек без опасений передаёт полученные цифры. После этого начинается психологическое давление и запугивание.

Как рассказал врио начальника отделения по раскрытию преступлений, совершённых с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий УМВД России по г. Сыктывкару Алексей Трефилов, один из пострадавших получил письмо на электронную почту о том, что его аккаунт Госуслуг взломан и уже оформлен кредит. После чего человек вспомнил, что недавно действительно сообщал код неизвестным. Так, человек поддаётся панике и оказывается на крючке. В этот момент мошенники либо связываются с ним повторно, либо он сам обращается к ним за помощью, чтобы «спасти» свои деньги, и в итоге передаёт им настоящий код от Госуслуг.
«Мошенники сделали небольшую надстройку, чтобы не так резко вводить человека в диалог, который в последующем завершится переводом крупных, как правило, денежных сумм. Эта новая уловка сбивает с толку и заставляет действовать необдуманно», — прокомментировал Алексей Трефилов.
Тысяча жертв
За первые семь месяцев этого года жители Сыктывкара стали жертвами мошенников почти тысячу раз (в полиции приняли 982 заявления). Эта цифра составляет 45% от общего числа зарегистрированных обращений. Общая сумма ущерба, нанесённого злоумышленниками, достигла 252 млн руб.
Начальник отдела по расследованию преступлений в сфере информационных технологий УМВД России по Сыктывкару Олег Чарков, отмечает низкий процент раскрываемости подобных дел.
«Основная причина — использование мошенниками мессенджеров, зарегистрированных за рубежом, что значительно затрудняет идентификацию злоумышленников. Кроме того, потерпевшие часто переводят деньги на так называемые „безопасные“ счета, открытые на подставных лиц, что усложняет отслеживание движения средств», — комментирует полицейский.
Эксперты прогнозируют, что в будущем появятся ещё более изощрённые способы обмана. Знать их все просто невозможно. Главное — запомнить универсальное правило: кем бы ни представлялись незнакомцы по телефону и что бы они ни говорили, никогда не скачивайте приложения по их просьбе, не переходите по подозрительным ссылкам и, самое главное, не сообщайте никакие коды. Важно понимать, что передача кода — это не только личное озвучивание или написание. Достаточно просто показать экран телефона злоумышленникам, или ввести код на сайте по их указанию.
Помните: без вашего активного участия и согласия мошенническая схема не сработает. Ваша бдительность и здравый смысл — лучшая защита от любых противоправных действий.