В Коми определили, кто чаще всего попадается на удочку аферистов. По данным отделения Банка России по Республике Коми, типичная жертва финансовых аферистов в регионе — это мужчина, возраст которого колеблется от 25 до 44 лет. Как правило, он имеет средний уровень дохода и образования, а также проживает в городской местности.
Группа риска
Среднестатистический портрет составили на основе прошлогоднего опроса, посвящённого безопасности финансовых услуг. В исследовании приняли участие более 3,7 тыс. жителей Коми.
Интересно, что за год этот образ несколько трансформировался. Ранее среди обманутых чаще оказывались женщины. А возрастные рамки и место проживания жертв остались без изменений. Это говорит о том, что злоумышленники нацелены на активных пользователей онлайн-банкинга и различных финансовых сервисов, среди которых преобладают работающие граждане.

«Мы видим, что уровень финансовой грамотности в республике растёт. Хотя от кибермошенников не застрахован никто — с ними сталкивались более трети опрошенных жителей Коми. Важно, что в критический момент 88 % из них смогли вспомнить о правилах безопасности и не поддались на уговоры преступников», — говорит управляющий региональным Отделением Банка России Глеб Чирков.
«Всю жизнь на нас работать будешь»
По данным МВД по республике, за прошедшую неделю жители Коми отдали мошенникам более 22 млн руб. В последнее время участились случаи, когда аферисты, прикрываясь заботой о безопасности ваших финансов, опустошают банковские счета доверчивых граждан.
Сыктывкарка Наталья Вострикова рассказала, как попалась на уловку мошенников, приняв их за представителей своей управляющей компании.
«Представьте: разгар рабочего дня. Компьютер в открытых чатах, телефон постоянно пиликает от уведомлений. И вдруг среди всего этого потока всплывает фотография председателя нашей управляющей компании. Думаю, что-то важное по дому. Открываю сообщение, а там — нужно проголосовать по вопросу теплоснабжения. Тут же приходит СМС с кодом. Не успев толком разобраться, что к чему, отправляю этот код председателю. И тут же приходит ответ: „Быстро же ты сдалась, теперь всю жизнь на нас работать будешь”. Вот тут меня как током прошибло», — делится Наталья своей историей.

Похожих историй хоть пруд пруди. В Сыктывкаре второкурснице колледжа позвонил «сотрудник доставки», который попросил назвать код из СМС. Затем девушку напугали взломом портала «Госуслуги», угрозой списания денег с её сберегательного депозита и оформлением на неё займа.
«Злоумышленник общался с ней по видеосвязи, демонстрировал удостоверение и папки с уголовными делами, чтобы вызвать доверие. В итоге девушка отправила на «безопасный счёт» более 700 тыс. руб. Девушка успела оформить кредит по указанию мошенников, но не успела отправить деньги. Её спасла бдительность работника салона сотовой связи, к которому она обратилась за помощью в переводе средств. Он понял, что клиентка находится под влиянием киберпреступников, и вызвал полицию», — сообщили в полиции Коми.
Подобным образом были обмануты 54-летняя учительница из Ухты и её дочь, потерявшие один миллион рублей. Также пострадали 71-летний житель Сыктывкара, отправивший на неизвестные счета более 600 тыс. руб., и 20-летний менеджер сыктывкарского общепита, лишившийся 370 тыс. руб.
Кстати
В Республике Коми разработали анонимный тест, который помогает оценить психологическую устойчивость человека к уловкам мошенников.
Создатели теста подчёркивают, что, несмотря на разнообразие мошеннических схем, их объединяет одно — умение манипулировать поведением людей. Цель опросника — определить, какие факторы могут подтолкнуть человека к необдуманным действиям, и выявить его слабые места, которыми могут воспользоваться злоумышленники.

Тест включает 30 вопросов по шести тематическим блокам. В итоге каждый прошедший тестирование получит подробное объяснение своих результатов. В нём указано, какие именно методы психологического давления могут быть эффективны против данного человека, исходя из его индивидуальных черт характера. Кроме того, участники получат практические советы по управлению своими эмоциями и способам защиты от финансовых аферистов. Пройти тест можно, воспользовавшись специально разработанным чат-ботом.
Наши эмоции против нас
«Люди (независимо от возраста, пола или профессии) могут испытывать схожие эмоциональные реакции на определённые ситуации. Чувства вины, долга, стыда, страха и стремление к личной выгоде — это те уязвимые места, которые мошенники часто используют в своих манипуляциях. Когда мы попадаем в стрессовую ситуацию, наш разум может затуманиваться. И именно в этот момент злоумышленники начинают действовать. Например, человек может среагировать на такие сообщения: „мы видим подозрительные операции с вашего аккаунта”; „это сотрудник банка, вам нужно подтвердить данные, иначе деньги исчезнут”; „ваш ребёнок нарушил закон, вы можете ему помочь, если внесёте залог”; „последний шанс приобрести товар по низкой цене”; „вы как ответственный гражданин должны помочь нам”. Важно помнить, что мошенники часто используют наши эмоции против нас. И осознание этого может помочь избежать неприятных ситуаций. Всегда проверяйте информацию, прежде чем предпринимать какие-либо действия», — говорит психолог Центра социальной помощи семье и детям Сыктывкара Софья Голосова.
Пытаясь купить Porsche Macan в Сети, житель Коми лишился почти 5 млн рублей
Полиция задержала 21-летнюю девушку, похитившую деньги у пенсионерки в Коми
Студентка в Коми поверила в выигрыш смартфона и стала жертвой мошенников
Пенсионер правоохранительных органов в Воркуте обвиняется в мошенничестве
Похитившая у клиентов 2,5 млн руб. ухтинка пыталась обжаловать приговор