Кровавое побоище в Казани потрясло всех россиян, в том числе и жителей Коми. Утром 11 мая 19-летний Ильназ Галявиев зашёл в школу № 175, которую окончил несколько лет назад, и устроил стрельбу.
В результате чудовищной расправы погибли семеро детей и двое учителей, ещё 21 человек пострадал. Двое ребят находятся в крайне тяжёлом состоянии. Следователи возбудили уголовное дело о массовом убийстве. Вооружённому налётчику, который возомнил себя богом, грозит пожизненное заключение.
Монстр с ружьём
Родился Ильназ в день терактов в Нью-Йорке – 11 сентября 2001 г. Судя по рассказам знакомых, он хвастался красивыми цифрами дня рождения. Улица Туганлык, где он проживал, – недалеко от школы № 175. Знакомые о нём рассказывают, как о нелюдимом, неконфликтном парне. Никто не мог даже подумать, что в этой «серой мышке» проснётся монстр. Монстр – это не аллегория, а прямая цитата из допроса в отделении полиции: «Я родился богом. Просто осознал это не сразу, лишь месяца два назад. А летом во мне начал пробуждаться монстр. Я начал всех ненавидеть конкретно...»
В школе № 175 не было охраны. Гимназия отказалась от услуг охранного предприятия с приходом пандемии. До ковида здание охраняли сотрудники ЧОП «Айрус». С возвращением учеников в классы школа не стала ни с кем заключать договор из-за повышения цены на услуги. Охранять детей поставили пожилую вахтёршу. На входе установили тревожную кнопку для вызова Росгвардии.
В то роковое утро Галявиев приходил в школу дважды. Первый раз злоумышленник пришёл посмотреть расписание занятий, но вахтёрша его прогнала. Второй раз парень заявился с оружием. Галявиев с дробовиком и рюкзаком, в котором были боеприпасы, спокойно прошёл дворами к школе. По дороге от дома ему встретился не один человек. На кадрах с камеры видеонаблюдения видно, как вооруженный парень даже помахал рукой случайной прохожей. Но никто из очевидцев не позвонил в полицию...
Дети – это не мишень
12 мая памятные акции прошли по всей России. Присоединились и жители Коми. Воркутинцы вечером зажгли свечи на своих подоконниках. В Ухте представители национально-культурной автономии татар молились за здравие пострадавших и об упокоении погибших. В Сыктывкаре у сквера школы № 12 организовали мемориал «Казань, мы с тобой». Жители города несли цветы, свечи, игрушки к памятнику с символичным названием «Учителю с любовью». Он был открыт 8 лет назад. Тогда никто и подумать не мог, что к нему понесут цветы в память о погибших учениках и педагогах.
«В мирное время погибают дети. Мы отправляем их в школу, думаем, что они в безопасности. Эта материнская боль коснулась и нас. Мы пришли, чтобы поддержать родителей Татарстана и разделить с ними боль, – не может сдержать слёз мать двоих детей Елена Михайловна. – Страшно даже представить. Хочется, чтобы такого больше не было никогда и нигде. Спасибо педагогам, которые закрывали собой детей, рискуя жизнью».
Возложить цветы пришли представители Сыктывкарского всероссийского общества инвалидов, Совета ветеранов Сыктывдинского района, представители РДШ, Республиканского центра детей и молодёжи, «Серебряных волонтёров», «Волонтёров Победы», Министерства образования Коми.
После трагедии в Казани в школах Коми усилят меры безопасности. Речь идёт о детских садах, школах, техникумах, колледжах и вузах, учреждениях дополнительного образования.
«Безопасность учащихся и педагогов – это наиважнейший приоритет. Важно проявлять бдительность ко всему происходящему, – считает министр образования, науки и молодёжной политики Коми Наталья Якимова. – Состоялись совещания с директорами учебных заведений по всей республике. Прошли внеплановый инструктаж сотрудники образовательных учреждений. Отдельную работу провели с частными охранными предприятиями, с которыми заключены договоры. Мы контролируем, как они выполняют пропускной режим и соблюдают инструкции».
По словам министра, в образовательных учреждениях дополнительно проверили инженерные коммуникации, работу тревожных кнопок, систем пожарной сигнализации. В этом году на обеспечение безопасности направили свыше 50 млн руб. Прорабатывается вопрос о выделении дополнительных средств.