Пандемия и удалённый режим работы сильно повлияли на поведение людей в Интернете. Всемирная паутина и телефон стали основными каналами общения клиентов с банками.
Всё это на руку мошенникам, которые ежедневно обманывают десятки людей.
Деньги для Робертса
Вот, например, совсем свежий случай. В полицию Сыктывкара поступило заявление от 71-летней горожанки. Пенсионерка просила помочь вернуть ей 127 тыс. руб.
Дело было так. После смерти супруга сыктывкарка искала общения и зарегистрировалась в социальной сети «ВКонтакте», где вскоре познакомилась с иностранцем по имени Робертс. Интернет-собеседник быстро расположил к себе пенсионерку, рассказывая подробности личной жизни. Из сообщений нового знакомого она узнала, что мужчина – вдовец, воспитывает приёмную дочь, служит по контракту в составе миротворческой миссии на севере Африки.
Спустя два месяца возлюбленный заявил, что готов приехать в Сыктывкар, и просил помощи в расторжении контракта. Однако, по его словам, замена сотрудников в случае досрочного убытия должна оплачиваться. Денег у мнимого иностранца не оказалось. Добродушная пенсионерка оформила кредит и немедленно отправила деньги новому знакомому.
«Спустя несколько дней пришло письмо, где от имени руководства военных сил у потерпевшей требовали дополнительно перевести 6 тысяч 500 евро (это больше полумиллиона рублей) за переезд Робертса. Денег у сыктывкарки не было, и она обратилась за помощью к родным. Они посоветовали сообщить о случившемся в полицию», – рассказали в МВД по Коми.
По факту мошенничества возбуждено уголовное дело.
Будьте начеку
Подобных случаев в республике происходит множество. Завсектором защиты информации отдела безопасности Отделения Банка России по Коми Алексей Басенко говорит, что кибермошенники придумывают всё новые схемы хищения денег. Однако самым распространённым видом мошенничества остаётся телефонный. Если раньше злоумышленники представлялись сотрудниками банков, то сейчас они стали чаще звонить от имени полицейских, работников прокуратуры или госструктур.
Известны случаи, когда аферисты звонят пользователям от имени сотрудников портала «Госуслуги» и под разными предлогами просят продиктовать код из СМС. Используют для этого, например, тему коронавируса – убеждают человека, что нужно якобы привязать QR-код о вакцинации к профилю человека. Но на самом деле с помощью этого кода они меняют пароль для входа в личный кабинет на портале. Получив доступ к чужому профилю, преступники смогут оформить кредиты на имя его владельца.
Мошенники убеждают банковских клиентов звонить в фейковые кол-центры. Чтобы спровоцировать обращение, они звонят от имени банка и почти сразу прерывают разговор. А если человек перезванивает, то попадает на «автоответчик банка» и уже затем – на «оператора». В разговоре преступники выманивают данные карт или убеждают скачать вредоносную программу, которая сама крадёт конфиденциальную информацию с гаджета.
Ещё один метод: злоумышленники убеждают жертву оформить кредит, а затем переводят деньги на свой счёт. На первом этапе гражданину звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на него или его близких родственников мошенники пытаются оформить кредит. Во время разговора звонящий узнаёт, услугами каких банков пользуется жертва. Чтобы войти в доверие, интересуется, не терял ли человек документы, не передавал ли паспортные данные посторонним.
Затем мошенники снова звонят жертве и представляются сотрудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России. Звонящий подтверждает, что на имя клиента или его близких родственников неизвестные оформляют кредит. Чтобы это предотвратить, необходимо как можно скорее взять кредит. Причём ровно на ту же сумму, на которую оформляют мошенники по его паспортным данным.
Аферисты просят не рассказывать про оформление кредита кому-либо, так как проводится «секретная операция» по вычислению жулика из числа сотрудников банка. Схема завершается тем, что человека просят перечислить кредитные деньги на «спецсчёт», который укажет звонящий.
В течение 3-5 дней аферисты могут убедить жертву оформить несколько кредитов в разных банках, обналичить деньги и через банкомат внести их на свои счета.
Как обезопасить себя?
Руководитель УМВД по Сыктывкару Ильдар Хуснутдинов просит помнить:
■ Вам не имеют права навязывать дистанционные операции и требовать от вас персональные данные, код, пароль из СМС, пуш-уведомления.
■ Не стесняйтесь консультироваться в любом банке или в отделении полиции по телефону. Но звоните туда сами и по тем номерам, которые указаны на официальном сайте.
■ Если вас одолевают звонки, отключите телефон и включите режим «Я в домике». Вы никому ничего не должны. И с вами точно ничего не произойдет, если вы не будете на связи.