В этом году сотрудники музейного комплекса Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина организовали кампанию по сохранению уникального архива Анатолия Константиновича Микушева. Они собрали сотни книг, в том числе редких, которые при жизни собирал учёный, а также его сын Роман.
Знаменитые экспедиции
Анатолий Микушев провёл десятки экспедиций в середине XX в. Он был уникальным организатором, умел вдохновлять на экстремальные для того времени поездки с риском для жизни, в условиях бездорожья и лютого холода.
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории ФИЦ «Коми НЦ УрО РАН» Алексей Рассыхаев приводит такой пример:
«В 1966-1967 гг. вместе с Микушевым в экспедиции принимал участие Владимир Тимин. Впоследствии известный поэт и писатель в то время был лаборантом. Он шутя вспоминал эти поездки. Однажды в Удорском районе они с Микушевым шли пешком из одной деревни в другую. В то время фольклористы пользовались громоздким и тяжёлым магнитофоном, кассетами. Всё приходилось нести на себе. Устав в дороге, они остановились отдохнуть. Измученный Микушев сказал молодому Тимину, показывая руками на высокую сосну: «Если после этой экспедиции вернёмся живыми, то пусть установят на этом месте памятник неизвестному фольклористу».
Старший научный сотрудник ИЯЛИ ФИЦ «Коми НЦ УрО РАН» Надежда Коровина, которая была ученицей и аспиранткой Микушева, рассказала ещё одну историю.
«Во время экспедиции Микушеву и его соратникам нужно было попасть в соседнюю деревню, – говорит Надежда Степановна. – Морозы стояли лютые, в лесах рыскали волки. А передвигались люди на санях. Поэтому председатель колхоза написал конюху записку такого содержания: «Дать лошадь двум профессорам».
Именно тогда, в феврале 1966 г., была сделана знаменитая фотография, где Микушев с Тиминым сидят в санях, готовятся в путь по очередному фольклорному маршруту. А в руках держат по ружью – это защита от волков.
Под руководством Микушева группа фольклористов объездила практически все населённые пункты республики, где проживали коми, и записала уникальные песенные и эпические произведения, которые в скором времени были утрачены в живом бытовании. Также фольклористы побывали в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, на Кольском полуострове и других местах. А на аудионосителях в фонотеке научного института записи Микушева перезаписывались для дальнейшего хранения и дошли до наших дней. Благодаря этим записям, говорят учёные, сегодня есть возможность слышать древнейшие коми напевы, музыкальные наигрыши. Это духовное наследие используется в современной культурной и образовательной среде, служит пищей для творчества многим песенным и музыкальным коллективам. Микушев выделил три крупные локальные песенные традиции – сысольско-вычегодскую, вымско-удорскую и ижмо-печорскую. Каждая их них обладает специфическим репертуаром.
Анатолий Константинович до последних дней работал. Умер он в январе 1993 г. за рабочим столом в Сыктывкарском университете, куда он перешёл из Института языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР работать в 1972 г., сразу же после открытия вуза.
Человек слова
Надежда Коровина до сих с большой благодарностью вспоминает учителя:
«Он от природы был одарён организаторскими способности, был очень трудолюбив и требователен как к себе, так и к людям. Но при этом был настоящим человеком слова. После окончания вуза я уехала по распределению в далёкую деревню Удорского района. Перед отъездом Анатолий Константинович обещал мне, что вызовет обратно на работу, что и выполнил. Это было счастье – снова работать с ним».
Микушев был учёным-фольклористом, литературоведом. Он подготовил более 25 кандидатов и докторов наук по фольклористике и литературоведению. Его труды переведены на финский, венгерский языки. Он был автором учебных пособий для студентов финно-угорского факультета, а также учебников по национальной литературе для школ республики. Профессор установил тесные связи между вузом и Карельским, Тартуским, Марийским, Венгерским университетами, в союзе с которыми проводил научные исследования. И, конечно, он собрал богатую библиотеку.
«В своих трудах он заложил прочные основы для дальнейшего изучения фольклора и литературы коми народа, – говорит Алексей Рассыхаев. – Фольклор коми, конечно, отличается как от других финно-угорских народов, так и от русских. Несмотря на языковое родство, у коми народа мало общего с финно-угорскими народами в фольклоре. В жанровом отношении коми ближе к русским. Но в коми фольклоре, к примеру, нет таких жанров, как былина, историческая песня (о Пугачеве, войнах) и др. Как и все финно-угорские народы, крещённые в православие, коми народ тоже ощутил сильное влияние русского фольклора – в тематике, образах, жанрах. Русские бытописатели XIX в. отмечали природную скромность коми народа (тогда называли зырянами), честность, индивидуализм. Характер людей сложился в тесном общении с лесом. Коми мужчина был прежде всего охотником, рыболовом. Охотничья культура и мораль сформировали у мужчин этнические особенности поведения – полагаться только на себя, жить в мире и согласии с другими людьми и природой, не красть, поскольку кража – великий грех».
Впереди музейщикам предстоит большая работа по сортировке и изучению личного фонда фольклористов Микушевых. Книги, рукописи и письма учёных будут храниться в университете.
«За свою жизнь отец и сын (Роман Микушев также посвятил себя науке, но, к сожалению, тоже ушёл из жизни. – Авт.) собрали огромную домашнюю библиотеку – всего более 1000 книг. Здесь много редких книг конца XIX – начала XX веков, которые сегодня можно встретить только в архивах, – рассказала специалист музейного комплекса СГУ им. Питирима Сорокина Елена Власова. – Конечно, немало книг посвящено родному коми языку. Домашнюю библиотеку профессоры структурировали при помощи картотеки. Сотни книг и учебников, папки с рукописями располагались в пристенных шкафах».
Работа по собранию архива учёного предстоит титаническая. Ведь долгое время после смерти Микушевых в квартире никто не жил. И тогда решили продать квартиру, а родственники фольклористов обратились за помощью в сохранении семейного архива в Сыктывкарский госуниверситет им. Питирима Сорокина.
АНАТОЛИЙ МИКУШЕВ
Анатолий Микушев родился 5 ноября 1926 г. в Усть-Сысольске (Сыктывкаре) в большой семье. Кроме него уже были четыре сестры: Софья, Александра, Нина и Вера. С 1934 по 1943 г. учился в школах № 1 и № 2 Сыктывкара. В годы войны работал на сплаве, в колхозе. Указом Президиума Верховного Совета СССР 19-летний студент Коми государственного пединститута был награждён медалью «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне». В 1956 г. вышла его монография «Песенное творчество народа коми». А трёхтомный свод «Коми народные песни», подготовленный Микушевым совместно с музыковедом и композитором Чисталёвым и фольклористом Рочевым, был удостоен Госпремии Коми АССР. В 1950-1970-е гг. он работал в секторе литературы и фольклора отдела литературы, языка и истории Коми филиала Академии наук СССР. В 1972 г. открыли Сыктывкарский госуниверситет. Профессор Микушев возглавил там кафедру коми языка и литературы, впоследствии переименованной в кафедру коми и финно-угорской филологии. Он стал первым заведующим кафедрой коми языка и литературы, первым деканом филологического факультета СГУ. Скончался 11 января 1993 г. В 2000 г. одна из улиц Сыктывкара названа в его честь.
Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми.