Зелёный протест. Как конфликт в маленьком посёлке докатился до республики

Конфликт в Сыктывдинском районе пока поставлен на паузу. Предпринимателя попросили прекратить работы на один-два месяца, пока не урегулируют вопрос. © / stafichukanatoly / pixabay.com

Лес вблизи посёлка Язель в Сыктывдинском районе стал самым настоящим яблоком раздора между предпринимателем и местными жителями. Активисты потребовали прекратить разработку карьеров, так как это негативно влияет на экологию.

   
   

Громкое меньшинство

Посёлок Язель до начала экологического конфликта был лишь маленькой точкой на карте. Всего тут живёт чуть больше сотни человек. Но в последнее время ничем не примечательный посёлок превратился в арену боевых действий. Причина - разработка карьеров вблизи пос. Язель и Пычим. Предприниматель, получивший участок земли ещё в 2019 г., приступил к его освоению. Рабочие начали рубить лес, большегрузы - возить песок. Вот с этого момента и началось противостояние. Сначала жители писали жалобы. Под первой собрали 1600 подписей, но столько людей даже в окрестностях не найти. Когда нужной реакции на жалобы не последовало, они вышли и перекрыли дорогу. И не только грузовозам - не пустили и заместителя главы района, которого отправили на экскурсию по вырубленным местам.

Фото: pixabay.com

При этом у местных активистов несколько аргументов для прекращения вырубки. Первый - разбитая дорога между посёлками, которая, по их мнению, стала такой после большегрузов. Власти планируют отремонтировать её уже в этом году. Второй аргумент – снижение воды в колодцах Язеля. Но точных замеров в колодцах никто не проводил. Что стало причиной снижения воды - доподлинно неизвестно. Третий аргумент – в результате разработки карьеров гибнут ценные краснокнижные растения. Четвёртый – бизнесмен при добыче песка превышает допустимую глубину. Эту версию прокуратура уже проверила и нарушений не нашла.

За песком - в суд?

Острая ситуация уже обсуждалась в Госсовете. Хотели найти компромисс. Дело в том, что разрешительная документация на проведение работ вблизи посёлков выдавалась с учётом мнения общественности. Для этого по приказу Минприроды Коми в документах установили специальную графу «согласие главы муниципалитета». Графа не формальная. Например, не так давно одному из бизнесменов, пожелавшему разработать карьер, отказали в выдаче лицензии на участок только потому, что глава района, предвидя будущие недовольства, не дал согласие. Бизнесмен пытался получить разрешение через суд, но безуспешно.

Что же касается Язеля и Пычима, документы выдали по всем правилам, нарушений в них нет. Об этом говорит и депутат Госсовета, председатель комитета по бюджету, налогам и экономической политике Степан Чураков. По его словам, найти решение, которое устроило бы всех, в данной ситуации сложно. Даже если власти запретят предпринимателю добычу песка в Сыктывдинском районе, необходимо будет предоставить ему другой участок. А самому предпринимателю надо будет вложить ещё 7 млн руб. для проведения геолого-разведочных работ. Ни один бизнесмен на такое не согласится. Поэтому конфликт в Сыктывдинском районе пока на паузе. Предпринимателя попросили прекратить работы на один-два месяца, пока не урегулируют вопрос.

Сейчас депутаты работают на перспективу, как предупредить возникновение таких конфликтов и усовершенствовать действующее законодательство, чтобы разработка карьеров велась не вблизи населённых пунктов, а на расстоянии не менее 10 км.

«Мы сейчас работаем над тем, чтобы уже на этой сессии обратиться в Госдуму РФ, Совет Федерации и Министерство природных ресурсов Республики Коми. Региону необходимо получить право на самостоятельное введение ограничений для бизнеса при размещении линейных объектов и мест добычи материалов. Мы готовим такое обращение и дальше с Минприроды будем продвигать его. Также сейчас вынесем это на обсуждение в Северо-Западном Федеральном округе и попробуем заручиться поддержкой всех регионов в этом вопросе», - говорит Степан Чураков.

   
   

Однако внесение законодательной инициативы и её рассмотрение – дело не столь быстрое, а противостояние может продолжиться уже этой осенью, когда пауза закончится. Интересно, готовы ли жители использовать законные способы борьбы и пойти на диалог с властью. Или пример Шиеса настолько вдохновил местных активистов, что других методов сопротивления они не знают и не видят?