Реформа на перепутье. Почему автобусы так и не стали идеальными?

Жители Сыктывкара просят вернуть автобус № 33. © / Администрация Сыктывкара

Транспортная реформа в Сыктывкаре началась в 2022 г., но до сих пор споры и недовольство по поводу автобусных маршрутов и расписаний остаются актуальными. По данным Центра управления регионом (ЦУР), в октябре этого года проблемы с автобусным сообщением вошли в пятёрку самых частых жалоб от жителей города.

   
   

Жалуемся и ждём

Врио руководителя администрации Сыктывкара Максим Мартышин рассказал, что масштабная реформа общественного транспорта рассчитана до 2030 г. А сейчас в столице Коми проводится повторное исследование пассажиропотока.

«Начавшаяся в 2022 г. реформа проходила в непростых условиях пандемии, когда количество пассажиров было значительно ниже нынешнего. Поэтому актуальное обследование и последующий мониторинг пассажиропотока необходимы для более точного понимания потребностей горожан», – считает Мартышин.

В ноябре администрация представит окончательные предложения по развитию транспортной сети в Сыктывкаре на 2026 год.

По его словам, администрация активно работает над обращениями жителей о проблемных маршрутах. Особое внимание уделяется перевозкам в Эжву. Например, люди просят вернуть маршрут № 33, на который не идёт ни один перевозчик. Жители Нижнего Чова и Эжвы считают, что из-за запуска новых маршрутов №№ 54М и 18М у маршрута № 33 частично забрали пассажиров, поэтому любой предприниматель откажется от такой убыточной деятельности.

Фото: АиФ/ Анна Якурнова

«Ещё один важный момент, который часто поднимается в жалобах, касается пересадок. Люди справедливо считают, что пересадки должны быть бесплатными: если вы выходите из одного автобуса на пересадочном пункте и садитесь в другой, чтобы добраться до нужной вам точки, вы не должны платить за вторую поездку. Здесь возникает вопрос о том, как будет осуществляться оплата: сколько получит первый автобус, и как будет оплачиваться второй. Все эти детали необходимо тщательно продумать. Сейчас мы как раз анализируем ситуацию на 2026 г., чтобы учесть все эти нюансы», – говорит врио мэра.

К концу ноября текущего года администрация планирует представить окончательные предложения по дальнейшему развитию транспортной реформы на 2026 г.

Где обещанный транспорт?

Также поступают предложения по изменению и продлению существующих маршрутов из-за разрастающихся границ города. Так, жители нового жилого комплекса «Урман» обратились с просьбой улучшить транспортную доступность своего района. Они считают, что давно пора оборудовать остановку общественного транспорта непосредственно у их домов и продлить до неё существующий автобусный маршрут.

   
   

Как отметил первый заместитель руководителя администрации Сыктывкара Александр Гонтарь, при покупке квартир застройщик обещал обустроить посадочную площадку рядом с домами. Однако на этапе строительства эти вопросы не были согласованы.

Жители хотят добираться домой в комфорте. Фото: freepik

«Сегодня жители активно выражают потребность в развитии общественного транспорта, и мы изучаем возможности продления автобусной линии», – добавил Александр Гонтарь.

Он рассказал о путях решения этой проблемы.

Первый вариант предполагает создание разворотной площадки и остановочного павильона непосредственно на территории жилого комплекса. Для его реализации потребуется согласие жителей, поскольку данная территория станет частью общедомового имущества. После получения одобрения от жильцов участок согласуют с ГИБДД, а застройщик возьмёт на себя разработку проекта и все связанные с этим расходы. Александр Гонтарь акцентировал, что этот способ является наиболее оперативным, его можно реализовать уже в 2026 г.

Второй вариант предусматривает размещение остановки на муниципальной земле. Этот путь также возможен, но потребует больше времени на согласования и поиск финансирования, что может занять несколько лет.

Собственники с такими вариантами несогласны.

«Когда городские власти разрешают строить целый жилой комплекс, они должны заранее позаботиться о том, чтобы проект застройщика соответствовал всем правилам. Это значит, что инфраструктура вокруг ЖК (дороги, школы, детские сады, а также остановки общественного транспорта) должна была быть спланирована и создана одновременно с возведением домов. Теперь, когда речь заходит об обустройстве остановки на территории самого ЖК, это выглядит, как попытка давить на сроки и перекладывать ответственность. А кто будет следить за тем, чтобы остановка была чистой, не завалена снегом зимой или не сломана? Скорее всего, никто. И жители останутся с проблемой один на один. Это что за подход к управлению городом?» – возмущена местная жительница Наталья Ж.

Кстати, ранее жители сыктывкарского района Парпом вынуждены были прибегнуть к крайним мерам и подать в суд на администрацию. Причиной стало многолетнее игнорирование проблемы транспортной доступности: ближайшая остановка общественного транспорта находится в двух километрах от жилых домов. Школа в микрорайоне отсутствует, поэтому юным жителям района, обучающимся в школах № 3 и № 43, этот отрезок пути до автобуса приходилось преодолевать пешком.