Северный олень — гордый красавец тундры. И мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны эти удивительные животные были союзниками и надёжными помощниками наших солдат в борьбе с фашистскими захватчиками.
Живой транспорт
Условия фронтовой жизни на самом северном направлении советско-германского фронта были очень суровыми.
Серьёзной проблемой, с которой зимой 1941 года столкнулось командование Карельского фронта, было обеспечение транспортного сообщения на огромной по протяжённости линии боевых действий. Передвижение тракторов, грузовиков, лошадей было невозможно из-за глубокого снега и отсутствия дорог.Самым надёжным и зачастую единственно возможным транспортным средством оказался олень — выносливое животное, никогда не нарушающее тишину, что очень важно в разведке (даже раненый олень не издаёт ни звука). Поэтому сформировали оленно-транспортные подразделения.
Так, в январе 1942 года из Ижемского района воевать на побережье Баренцева моря своим ходом отправились более 300 каюров и свыше 1200 оленей.
Олени не тонут!
Задачей оленно-транспортных войск было доставлять на передовую грузы, в том числе оружие, боеприпасы, продовольствие и одежду. Обратно в тыл вывозили раненых и убитых бойцов.
Сегодня никого из тех, кто воевал в этой армии, в Ижемском районе не осталось. Но в местном музее хранятся десятки воспоминаний оленеводов, которые в годы войны входили в состав оленно-лыжного батальона.
Вот что записал командир оленно-транспортного взвода 14-й армии Семён Шестобитов: «Однажды ранней зимой через Туломское водохранилище переправлялся санный поезд с грузом, который тащили 300 оленей. На середине водоёма шедший поезд настигло резервное стадо, и лёд не выдержал.
Сержант П. Хатанзейский (уроженец Коми АССР. – Ред.) не растерялся. Уверенным голосом он ободрял попавших в беду воинов: «Олени не тонут, они удержат нарты! Стойте на нартах, гоните оленей вперёд!» Молодые солдаты из бывших пастухов крепко стояли на нартах, проворно работали хореями. Олени пробивались к прочному льду, выпрыгивали и вытягивали нарты. На крепкий лёд выбрался весь гужевой поезд».
Доставили «Катюшу»
Нередко победа доставалась ценой жертв. Из воспоминаний Николая Антиповича Рочева из села Кипиево: «Вражеские лётчики с азартом охотились за оленьими упряжками. Увидев свежий след нарт, лётчик обязательно летел по этому следу, догонял упряжку. Если не удавалось бойцу-оленеводу до рассвета добраться до базы, а такое случалось часто, то боец старался использовать для укрытия крутой берег реки, завести упряжку в лесочек. Как-то на передний край на нескольких упряжках везли мины, патроны, термосы с едой. При крутом спуске на лёд небольшой речушки у одного пастуха сломались нарты. Пока перекладывали груз на другие нарты, времени прошло много. На передний край пришли с большим опозданием.
«Помню, на четырёх упряжках вышли мы в тыл к немцам. В санях сидели по два бойца, к нартам привязали две пары лыж. Наш передний край остался позади. Мела позёмка. Наша упряжка двигалась вперёд остальных. Вижу — пять вражеских лыжников направляются в нашу сторону. Завязалась перестрелка. Одного застрелил, все другие подняли руки, – писал в воспоминаниях Иван Чупров из села Кипиево. – Для уничтожения вражеского опорного пункта командование полка решило перевезти ракетный миномёт «Катюшу». Установили его на широкие доски, своеобразные лыжи, и с помощью четырёх оленьих упряжек доставили миномёт близко к переднему краю. Как огненные стрелы полетели в сторону врага реактивные снаряды, от вражеского пункта остались одни головёшки!»
Кстати
Сначала гитлеровцы не знали, что оленей используют на фронте. Но когда это выяснилось, фашисты стали обстреливать стада с самолётов. Пастухи укрывали животных от врагов, пряча их в ямы в лесу. Там олени могли беззвучно, не шелохнувшись, простоять целые сутки. Не выдав своё нахождение врагу.