Так уж повелось на нашей земле, что крестьянские семьи всегда были богаты детьми. Вот и в семье Семёна Григорьевича и Павлы Алексеевны Просужих из села Межег Усть-Вымского района на свет появились семеро детей: дочь Анна и шестеро сыновей – Алексей, Иван, Матвей, Александр, Николай и Григорий.
Семён Григорьевич был умелым мастером – строгал мебель, клал печи. Но век кормильца оказался недолгим: в 1934 году главы семейства не стало.Все на фронт
После смерти отца сыновья взяли на себя заботу о младших и матери. Старший брат Алексей работал председателем в сельпо. Иван, Матвей, Александр и Николай трудились в лесопункте Борган (там же валили лес ссыльные поселенцы – евреи, литовцы, эстонцы). Самые младшие Анна и Григорий учились.
Июнь 1941 года принёс новые испытания в семью Просужих. Весть о начале войны приняли с тревогой, ведь к тому времени старшие братья успели обзавестись семьями.
За 1941-1944 гг. Павла Алексеевна друг за другом проводила на фронт всех шестерых сыновей. Алексею и Ивану на тот момент было по 39 лет, Матвею – 35, Александру – 29, Николаю – 26, младшему Григорию только исполнилось 18. Война раскидала Просужих по фронтам необъятной Родины. Братья отправляли письма матери, жёнам и детям. Но фронтовые весточки спустя годы уничтожил пожар, случившийся в родовом доме.
О том, как воевали братья, сегодня можно узнать только из скупых архивных записей. «Просужих Матвей Семенович 12.09.1941 г. отправлен маршевой ротой в 157 стрелковую дивизию, входившую в 36 армию и находящуюся в городе Глобино Полтавской обл.», – говорится в архивной записке. Далее 157 дивизия двигалась через Севастополь, Ростов-на-Дону, Сталинград. Где именно Матвей Просужих сложил голову во славу Родины – уже не узнать.
А вот ещё одна карточка из архива: «Просужих Александр Семёнович погиб во 2-й ударной армии Власова».
Траурные треугольники
Да, война не знает пощады. Первую похоронку с полей сражений Павла Алексеевна получила в конце 1941-го. Сын Александр пропал без вести через пять месяцев после призыва. Матвей, провоевав неполный год, тоже погиб на полях сражений. Последнюю весточку о нём семья получила зимой 1942-го.
Иван успел послужить два месяца в 168 стрелковой Рижской дивизии, а погиб всего спустя два месяца – 28 апреля 1942 года! Алексей воевал полтора года в 261 стрелковом полку. Скончался он 18 марта 1943 г. в звании старшины медслужбы. Сержант Николай Просужих два года заведовал радиостанцией 28 стрелковой Невельской Краснознамённой дивизии 112 артиллерийского Краснознамённого полка. Погиб 16 января 1944 г. Григорий пропал без вести в декабре 1943 г.
Трудно представить, что испытывала Павла Алексеевна, получая траурные треугольники. Потерять за три года всех сыновей и даже не знать, где они покоятся! Материнское сердце рвалось на части.
«Родные рассказывали, что вести о гибели сыновей прапрабабушка переносила мужественно. На людях она никогда не показывала слёз. Но вот когда почтальон принёс похоронку на младшего, восемнадцатилетнего Григория, то она легла на печку и несколько дней не вставала», – вспоминает о своих предках Татьяна.
День Победы Павла Алексеевна встретила вместе с дочерью Анной. Душевные страдания сильно подкосили материнское здоровье. И в 1946 году 65-летняя Павла Просужих умерла.
Со дня окончания войны прошло 75 лет. Сегодня в Межеге живёт внук Алексея Семёновича – Анатолий Евгеньевич Просужих. Он и его супруга ухаживают за могилами Семёна Григорьевича и Павлы Алексеевны. Продолжился род погибших фронтовиков Алексея и Ивана: у них 18 внуков, 31 правнук и 20 праправнуков.