Заложники хибары. Люди живут в доме, который вот-вот рухнет

Деревянный дом, построенный в 1930 г., до сих пор не признали аварийным. © / Анастасия Поздеева / АиФ

Старый щитовой дом № 16 по ул. Магистральной (береговая часть Нижнего Чова) видят тысячи людей, которые ежедневно проезжают по мосту в сторону Эжвы и обратно. Дом-пенсионер и такие же умирающие соседи-деревяшки смотрят на летящую мимо жизнь.

 Эти строения давно пора сравнять с землёй, но здесь до сих пор живут люди.    
   

Аварийным не признали

«У нас бомжей нет, я их гоняю. А вот в соседних двухэтажках многие живут нелегально, – рассказывает обитательница и главная хранительница одноэтажки Ирина Поняева. – В этих домах жить нельзя. Наш ещё в 1930 г. построили. Но мы живём. Идти некуда».

Супруг Ирины Николай – из детдомовских. После окончания училища работал проводником на железной дороге, там предоставляли общежитие. А в 1984 г. переехал сюда, на Магистральную.

По словам мужчины, раньше дом-общежитие был в нормальном состоянии. Во всех девяти комнатах работали печи, было тепло. В общих коридорах и единственном на всё здание туалете – чисто. В 1991 г. жилищная комиссия зафиксировала 78 % износа этого строения.

По словам мужчины, раньше дом-общежитие был в нормальном состоянии.Фото: АиФ/ Анастасия Поздеева

«С этого времени про дом будто забыли. И он начал разрушаться: фундамент просел, в нежилых комнатах стали просаживаться печи и обваливаться углы, – говорит Николай Поняев. – Боимся, что в один прекрасный день мы провалимся в подвал или потолок рухнет на голову». 

 Несмотря на аховое состояние, дом до сих пор не признали аварийным. Значит, наниматели жилых помещений (в общежитии ещё живут женщина с тремя детьми-школьниками и мужчина-квартирант) не могут потребовать другое жильё от мэрии.

«Воду берём с колонки – она в 400 м отсюда, печь у нас неисправна (обогреваемся при помощи котла, его муж сделал, пока сам был на ногах, а в холода включаем масляный обогреватель). Газа нет, туалет – выгребная яма. Из всех благ цивилизации – только электричество, – рассказывает Ирина Поняева. – По выходным езжу мыться в общую баню».

Возможно, Поняевы не стали бы обращаться к властям, но в 2019 г. у Николая случился инсульт. Результат – все правая сторона обездвижена. Мужчине присвоили I группу инвалидности. Последние два года пенсионер прикован к кровати, ухаживает за ним только жена. Но с каждым днём это даётся Ирине всё труднее.

   
   
Последние два года пенсионер прикован к кровати, ухаживает за ним только жена. Фото: АиФ/ Анастасия Поздеева

«В доме очень высокое крыльцо, спуститься на инвалидной коляске с него невозможно. На руках Колю не вынесешь. Даже помыть мужа не каждую неделю удаётся: когда на улице -30 °С, в комнате всего +16 °С. Может простудиться. А так – мою его в детской ванночке. Натаскаю воду с колонки, нагрею – вот и банный день». 

Супруги пытались взять кредит, чтобы улучшить жилищные условия. Но доход в виде двух пенсий на сумму 30 тыс. руб. банк не устроил. И в ипотеке им отказали.

Суд да дело

Тогда Николай решил добиваться справедливости правовым путём. С помощью юриста мужчина обратился в суд, чтобы ему предоставили квартиру взамен непригодной для жизни комнаты. И Сыктывкарский горсуд встал на сторону истца. Мэрия попыталась обжаловать это решение в Верховном суде Коми, но судья отклонил иск. 

 В администрации Сыктывкара ситуация с Поняевыми на слуху. Представители мэрии сообщили, что граждане, жилые помещения которых стали непригодными для проживания либо расположены в домах, в установленном порядке признанных аварийными, могут переехать в жильё маневренного фонда. Также гражданин должен иметь статус нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам соцнайма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ.

«Николай Поняев по вопросу улучшения жилищных условий в администрацию города не обращался. До момента принятия решения о продлении программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 гг.» либо об утверждении новой республиканской программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда Николай Поняев и члены его семьи могут переехать в жилое помещение маневренного фонда по адресу: ул. Общественная, д. 11», – сказали в префектуре.

Кстати

Пока верстался номер, Ирина Поняева сообщила, что администрация города подписала с её супругом мировое соглашение. По нему мэрия выплатит инвалиду 1 млн 700 тыс. руб. на покупку жилья.