Дом ужасов. Почему жильцы аварийной общаги спасаются от переселения судом?

Суд посчитал незаконным попытку мэрии насильно выселить людей из общежития. © / Общероссийский народный фронт

Не иначе как парадоксом можно назвать ситуацию, которая сложилась в Сыктывкаре. Жители двух общежитий по Октябрьскому проспекту рискуют погибнуть, если вдруг на них рухнет стена, или провалиться в подвал (такое здесь уже случалось!). Но не хотят выезжать из злополучной пятиэтажки.

   
   

Более того – даже суд встал на сторону жильцов. Почему так случилось, разбиралась наша редакция.

Вода смывает стены

О том, что жить в домах №№ 61 и 69 по Октябрьскому проспекту нельзя, мы уже писали. Жизни обитателей этих домов не позавидуешь. Помещения здесь сродни декорациям фильма ужасов: выпадающие из стен кирпичи, плесень и облупившаяся штукатурка на потолке, «убитые» коридоры.

Пару лет назад здесь произошла такая история: в коридоре д. № 61 под горожанкой, пришедшей в гости, провалился пол. Это чуть не обернулось трагедией: падая, гостья зацепила ногой трубу. Труба лопнула, из неё хлынула горячая вода. Женщина получила ожог. Ей потребовалась помощь врачей.

Доведённые до отчаяния жильцы в 2017 г. обратились в Службу строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Коми. Специалисты ведомства обследовали дома. Вот что они зафиксировали: «Наружные стены из кирпича имеют следы повсеместного разрушения и отслаивания, трещины. В районе подоконников отсутствует кирпичная кладка. В фундаменте обнаружены сквозные отверстия. Внутренние стены лестничных клеток из кирпича имеют следы повсеместного разрушения и отслаивания», – указано в итоговом акте.

В жилых помещениях дела обстоят не лучше: полы в комнатах находятся в аварийном состоянии, на потолках – грибок, а покрытие крыши имеет трещины и сколы. Вопрос о целесообразности проведения капитального ремонта в этих домах в письменном виде направили в мэрию.

Нынешней весной часть кирпичной кладки, с первого по третий этажи во втором подъезде д. № 69, из-за подмыва водой из душевых попросту смыло. Из муниципального резервного фонда решили выделить 2,5 млн руб. на ремонт дома.

   
   

Впоследствии специалисты Регионального фонда капремонта многоквартирных домов всё же заявили, что вкладываться в ремонт нецелесообразно: людей нужно расселять, а дома сносить. Однако обитатели общежитий воспротивились такому предложению.

Не удовлетворил

Общественник Евгений Изотов считает, что позицию горожан понять можно. Мэрия предложила людям переселиться во временное жильё муниципального маневренного фонда. Дом расположен в пригородном посёлке Верхняя Максаковка.

«Жители аварийных домов осмотрели новое временное жильё. Оно им понравилось: там сделан ремонт, здание охраняется, территория вокруг благоустроена. Но переселяться туда люди не захотели, – рассказал Изотов. – Они пояснили, что Максаковка – это самый дальний населённый пункт городского округа. До города на автобусе – больше часа пути в одну сторону. А в городе – работа, дети, которые ходят в детские сады и школы. Переезд в Максаковку, по сути, означает, что жизнь нужно начинать заново. Да и временное жильё в таких случаях часто становится постоянным».

Сами жильцы домов-близнецов заявили, что до переселения по госпрограмме останутся в своих старых домах. В то же время люди не скрывают: они боятся, что из-за плохого управления аварийные здания могут обрушиться до того, как построят новое жильё.

Такой поворот не устроил собственника общежитий – мэрию. Тогда чиновники попытались через суд выселить заупрямившихся граждан из аварийного д. № 69. Городской суд установил, что постановлением администрации Сыктывкара дом признали непригодным для жилья и подлежащим сносу. Срок расселения установили до 2027 г. Власти предложили людям переехать в маневренный фонд.

«Представленный технический отчёт говорит о том, что есть необходимость отремонтировать дом, а не сносить его, – сообщил общественник. – Закон не предусматривает принудительное переселение граждан в жилые помещения маневренного жилого фонда. Этот порядок не отвечает интересам жильцов и прямо противоречит закону».

По убеждению суда, вместо того чтобы в кратчайшие сроки начать действовать, власти пытаются исключить наступление неблагоприятных последствий за счёт ограничений жильцов. В итоге суд оставил иск мэрии без удовлетворения.