По мнению экологов, ещё несколько лет – и мы будем задыхаться от свалок. Помойки, как грибы разросшиеся вокруг населённых пунктов, грозят вызвать настоящую экологическую катастрофу, которая уничтожит хрупкую природу Севера. В других регионах, быть может, не столь катастрофично, но везде большие проблемы. Решить их может только переработка мусора.
Где взять деньги?
Генеральный директор компании «Российский экологический оператор» (РЭО) Денис Буцаев говорит: «Нужна инфраструктура, чудес не бывает». Создание инфраструктуры отрасли – предприятий переработки и сортировки, других объектов – он считает основной задачей.
«Суть реформы – изменение логистики и схемы обращения с ТКО. Мы должны уйти от того, чтобы просто собрать мусор и сложить его в горку недалеко от населённого пункта, где мы проживаем, и прийти к тому, что мусор должен стать отходом, а отход должен стать сырьём. Это путь, который прошли все цивилизованные страны».
Некоторые из европейских стран теперь возят свои отходы на переработку к соседям: так выстроены логистические цепочки. Швеция, к примеру, охотно принимает чужие отходы, научившись неплохо зарабатывать на их переработке. У нас, конечно, тоже появятся такие цепочки между регионами, как они существуют сейчас в переработке макулатуры или металлов. Ведь невозможно в каждом регионе настроить столько перерабатывающих предприятий.
Кстати, министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин, выступая в Совфеде, сказал: «Необходимо чётко определить места размещения инфраструктуры, с тем чтобы в будущем производства не стояли недозагруженными, а жители не оказались заложниками раздутых тарифов».
Но, чтобы создать эту инфраструктуру, нужны деньги. И основная задача РЭО сейчас – найти их. В рамках нацпроекта «Экология» в ближайшие годы планируется построить 200 новых объектов, в том числе мусороперерабатывающие комплексы. Для этого планируется привлечь 180 млрд рублей частных инвестиций. А до нынешнего года их привлечено в отрасль всего 10 млрд рублей.
«Мы не можем рассчитывать только на один инновационный источник в виде собираемости денег у населения. Необходимо привлечь в отрасль длинные деньги, дешёвые деньги, – считает Денис Буцаев. – Второе – это, естественно, софинансирование со стороны бюджета, для этого в федеральном проекте «Комплексная система обращения с ТКО» заложены средства. Это и есть так называемое бюджетное плечо, которое даст возможность снизить инвестнагрузку и не позволит существенно расти тарифу».
Инвесторами новой отрасли должны быть не жители, а предприниматели, которым государство предложит выгодные условия для развития бизнеса.
«Мусорной мафии» не нравится
Создавать инфраструктуру отрасли нужно не хаотично (один регион «вытащил» к себе одну случайно увиденную технологию, другой – другую), а на единой технологической базе.
«При этом технологии должны быть максимально локализованы – в этом случае они будут заведомо дешевле зарубежных. А кроме того, эти технологии должны быть унифицированы», – уточняет глава РЭО.
Единая для страны система обращения с ТКО даст возможность сделать прозрачным ценообразование.
«Чтобы мусор не стал памятником нашей эпохе, нужен иной подход: прозрачность и контроль над всей цепочкой движения – от контейнера до полигона или перерабатывающего предприятия. Понятно, что это может кому-то не нравиться. В первую очередь теневому бизнесу, который долгие годы работал с мусором», – считает исполнительный директор Ассоциации регоператоров «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.
Именно для этого формируется единая схема обращения с ТКО. Территориальные схемы разработали в регионах. Правда, не во всех. В Архангельской области, к примеру, до сих пор своей схемы нет. И РЭО уже предложил ей помощь в этом. До конца года Российский экологический оператор на базе территориальных схем должен представить единую федеральную, учитывающую объёмы производимых в разных регионах отходов, потенциал будущих производств и логистику. На её основе и будет создаваться новая отрасль.
Смотрите также:
- В центре Сыктывкара неизвестный стреляет в птиц из огнестрельного оружия →
- «Комиавиатранс» откажется от убыточных самолётов Embraer и возьмёт АН-24 →
- В слезах и причитаниях. Как проходила традиционная коми свадьба? →