Возможно, компании «Комиавиатранс» предстоит пережить второе за век перерождение. Хочется в это верить, ведь совсем недавно власти подтвердили, что готовы выделить компании 1,8 млрд руб. в целях финансового оздоровления.
Ставка на «Байкал»
Часть расходов пойдёт на обновление парка воздушных судов. На смену купленным восемь лет назад чешским самолётам L-410 (сегодня постоянно на ходу только одно судно этой модификации) придут ЛМС-901 «Байкал».
В салоне дюжина мест. Вместимость оптимальна с учётом того, что самолёту предстоит обслуживать маршруты: Сыктывкар – Ижма – Сыктывкар, Сыктывкар – Усть-Цильма – Сыктывкар, Сыктывкар – Кослан – Сыктывкар и Сыктывкар – Усинск – Сыктывкар.
Разбег для взлёта и посадки новому самолёту требуется минимальный, поэтому полосы в небольших муниципалитетах подойдут. Не требуется и бетонное основание – достаточно грунтовки. То есть в Ижме легендарную взлётку (в сентябре 2010 г. на неё приземлился Ту-154, все люди на борту выжили) достаточно лишь обновить.
«Поручил кабмину подсчитать затраты и на создание аэродромной инфраструктуры в Удорском районе и в Усть-Куломе. В советские времена воздушное сообщение в этих районах было налажено. И сейчас будет востребованным. Это очередные шаги по развитию малой авиации. Без неё невозможно говорить о повышении комфорта жизни людей. Регионы, где всё в порядке с малой авиацией, привлекательней для инвесторов и бизнеса», – уверен Владимир Уйба.
Убыточный рейс
Это утверждение выглядит и обнадёживающе, и странно. Ведь оба предшественника Уйбы – Гайзер и Гапликов – уже пытались вдохнуть жизнь в авиасообщение между Удорским районом и столицей Коми. Увы, обе попытки провалились. Но так было не всегда.
В советскую бытность авиация Удорского района процветала. В 1977 г. в райцентре Кослан построили двухэтажное кирпичное здание аэропорта.
С перестройкой цены на билеты стали расти, пассажиропоток сильно упал. А в 1997 г. рейсы отменили. Технику угнали в город, а сам аэропорт закрыли. В итоге он стал лакомым объектом для вандалов и сборщиков металлолома.
«Разбитые стены, стойка билетной кассы, столовая, панно в честь советско-болгарской дружбы – всё это даже сейчас кажется таким родным», – вспоминает Мария Худякова.
В 2014 г. идею возродить авиасообщение с Удорой озвучил руководивший регионом Вячеслав Гайзер. Для возобновления полётов отремонтировали взлётно-посадочную полосу в Кослане, подготовили инфраструктуру для обслуживания пассажиров. Стоимость работ составила около 4 млн руб. Рейсы Сыктывкар – Кослан – Сыктывкар были два раза в неделю. Авиабилет стоил 1900 руб.
Однако ожидаемого интереса со стороны населения новый рейс не вызвал. Во-первых, стоимость билета на самолёт в четыре раза превышала цену билета на поезд, который до столицы Коми и обратно тогда ещё ходил ежедневно. Во-вторых, к тому времени многие жители сельского муниципалитета обзавелись личными автомобилями. Дорогостоящим перелётам люди предпочли поездки на авто.
К 2016 г. нужда в авиасообщении снизилась ещё больше. Количество рейсов уменьшилось до одного в неделю, а загрузка рейса составляла 3-4 пассажира. Зато цена билета выросла в полтора раза – до 2813 руб.!
Власти вновь озаботились вопросом реанимации авиасообщения. Прилетевший в Кослан тогда ещё врио главы Коми Сергей Гапликов поручил Минстрою просчитать варианты функционирования здания аэропорта. На тот момент воздушная гавань простаивала уже двадцатый год. Но тема заглохла: рейсы из Кослана отменили.
В последние годы аэропорт в райцентре принимает только борты санавиации. Удастся ли нынешнему руководителю региона вдохнуть жизнь в закрытый аэропорт Кослана – вопрос риторический.